Курай. Чемпионат России 2004
|
15
июля - с самого утра на небе бешеное развитие облачности.
Над Северо-Чуйским хребтом уже раскинулись высокие башни гроз.
По долине ходят фантастически огромные пылевые смерчи. Заезжаем
наверх. На старте предельный ветер с запредельными порывами. Грозы
обложили нас с трех сторон. Судьи не решаются закрыть день, все
ждут. Тем временем молодой кореец из команды Gin Gliders раскладывает
параплан и стартует. Нелепость происходящего потрясает, никто
не пытается его остановить, судьи и РП молчат. Сразу со старта
корейца выплевывает над нами и начинает сдувать за хребет. Мощнейшая
турбулентность долбит его крыло и не дает выдавить акселератор.
К счастью порывы чуть стихают, и отчаянный пилот с трудом начинает
пробиваться вперед, к долине. Купол лихорадит, непрерывно хлопают
ушки, пилоту тяжело удержать его от сложений.
И все же крыло уходит во фронталку, затем из бесформенной тряпки
хлопком раскрывается в склон, а пилота закручивает в твисте. Пилоты
ошеломленно наблюдают это борьбу, многие снимают на видео. Несколько
долгих секунд пилот раскручивается из твиста и сразу ввинчивается
в тугую спираль, что бы сесть. На выходе из спирали перед землей
пилот намеренно или случайно разгружает параплан, красиво падает
под обмякшим комом тряпки, раскрывает его и садится… Всем ясно,
что день не летный. Коля Шорохов проводит мастер класс, как летать
красиво и безопасно, потом все грузятся на КамАЗы и съезжают вниз.
В темном небе грандиозные массы кумулонимбусов ворочаются до вечера,
гоняя шквалы по долине.
Утро
16 июля похоронило все надежды на полеты - с низкого серого
неба моросил дождь. День потратили на экскурсию к горным озерам.
17 июля - погода снова не радует, но дождя нет. Заехали
на старт и дружно слетели к лагерю, лишь немногие попробовали
лететь по упражнению. Безрезультатно.
18 июля - погоды нет. Играем в волейбол и мафию.
Утро
19 июля безнадежно - над долиной сплошная облачность, старт
затянут. Но к полудню погода улучшается, облака чуть расходятся,
выглядывает солнце. Заезжаем на старт и получаем задание - полет
с возвращением в лагерь на 35 км. Погода неясная - кромка низкая,
солнце в дымке. Сразу со старта, удивительно быстро я вышел на
поток и набрал под невысокую кромку 1600 м над равниной. Рядом
со мной одна Луиза Грандал на своем Gin'e, соперники остались
далеко внизу, и далеко не все из них набирают высоту. Очень не
хочется лететь вдвоем по спорной погоде, но Луиза уходит вперед,
снизу никто не догоняет, а поток кончился. Догоняю Луизу и встаю
чуть левее. Идем на границе кромки облака. Варик упорно молчит
- ни одного намека на поток. Долина под нами в тени, сверху глобальная
хмарь. Похоже, потоки закончились у старта.
Так и планируем по баллистической прямой к ППМ несколько километров.
На последних 100 метрах высоты что то пискнуло, но этот шальной
плюс явно не обработать, и я сажусь не долетев до ППМ'а. Луиза,
имея чуть больший запас высоты, пролетает немного дальше и ей
везет - еле заметный плюс поддерживает ее и даже дает набирать
какую то высоту. Пока я распрягался и складывал параплан, ей удалось
набрать 100 метров высоты. Вскоре подоспела вторая группа лидеров
и дело пошло веселее. Да и погода улучшилась - облака и хмарь
разошлись. Пилоты надо мной волнами пошли к ППМ'у и обратно к
финишу. Душераздирающее зрелище для спортсмена, который хоть на
что то претендует. Но я настолько скатился вниз за первые зачетные
дни, что оно меня почти не трогает. Есть только легкая досада,
что улетел я так рано, до развития погоды. Решаю еще раз стартовать,
раз погода улучшилась. Снова карабкаюсь на соседний хребтик, стараясь
не выделяться на рельефе - встретить еще одного лесника не хочется.
На этот раз никто не мешает, и я взлетаю спокойно. Погода явно
улучшилась и я долетаю почти до лагеря.
В тот день финишировало 15 человек, первый из них - Луиза Грандал.
20
июля - не дожидаясь КамАЗа со спортсменами, заезжаю с группой
Джоки Сандерсона и Сергея Костромитина. Иностранцы здесь в первый
раз и дружно восторгаются раскиданными по земле танковыми траками,
непонятными постройками и развалинами военной части - Russian
military base! На старте ясно, что погода шепчет - кучевки по
всей долине растут, хотя кромка низкая - чуть выше старта. До
приезда спортсменов успеваю налетать час под облаками - сейчас
они отлично работают.
На брифинге ставят дистанцию 53 км - маршрут по Курайской степи
с несколькими ППМ. По облакам видно, что ветер ощутимо западный,
поэтому большой участок маршрута, около 20 км проходит против
ветра. Сразу со старта формируется большой паровоз, в котором
собрались все лидеры. Кромка уже больше 2 км над равниной, много
сильных потоков под облачными улицами, поэтому скорость на переходах
55-60 км/ч. Легко и быстро большой толпой мы берем первый ППМ.
Второй
ППМ - мост через Чую в долине, направление со встречно-боковым
ветром. По пути ни облачка - огромная голубая дыра окружает ППМ.
Лететь напрямую безнадежно. Поэтому разворачиваюсь против ветра
и иду над южным хребтиком, прямо по границе растущей облачности.
Встречные парапланы хорошо показывают потоки, и искать их не надо.
Путевая против ветра всего 15-20 км/ч, лечу практически без снижения,
либо в нулях, либо с набором. Изредка обкручиваю потоки больше
3 м/с. Нечасто встречаются такие облачные улицы - настоящий облачный
автобан. А те, кто решил лететь напрямую, растянулись слева длинной
цепочкой. Сажает их прилично, немногие крутят что-то, но сильно
не набирают. Тем временем эфир взрывается неразборчивыми воплями
- кто-то упал и нужна помощь. Понять что либо в треске помех и
шуме тяжело, а через несколько минут разряженная рация садится
и умолкает. Поскольку помочь я не могу, то продолжаю полет. Прохожу
траверс второго ППМ и протягиваю еще пару километров против ветра.
Теперь вектор к ППМ с попутно-боковым ветром, с моей высоты 2
километра над долиной он берется играючи. Выхожу
в долину и прохожу над мостом в 1.5 км. Внизу разбросано множество
парапланов, не взявших ППМ. Еще несколько куполов отчаянно бьются
за высоту - по их теням кажется, что они бегают по земле. А я
возвращаюсь к своей гряде и облачной магистрали. Здесь стало еще
лучше, поднимает везде и только успеваешь складывать уши и выжимать
акселератор, что бы не войти в облако. Я начинаю опасаться, не
грозовое ли это развитие. Где-то за Курайским хребтом в небе ослепительно
белеют облачные башни, но пока это не грозы. В очередной раз под
завывание прибора ломаю уши, выдавливаю акселератор и замечаю,
что усреднитель за 10 секунд показывает +5.6 м/с! Похоже, это
мой рекорд, в обычной конфигурации параплана здесь было бы +9
м/с. Тем временем пилоты вокруг складывают уши и идут на посадку,
похоже, день остановлен. Но я продолжаю полет, поскольку криминала
по погоде не видно, а в такую погоду садиться жалко.
При
подходе к лагерю - третьему ППМ скорость падает катастрофически,
GPS показывает 5-15 км/ч. То есть встречный ветер около 7-9 м/с.
Никогда бы не поверил, что на параплане можно летать маршруты
против такого ветра. Тем не менее, пробиваюсь вперед, варик практически
не замолкает, на GPS пляшет стрелка из-за маленькой путевой скорости,
и еле-еле сменяются цифры расстояния до ППМ. Наконец я над лагерем,
взят последний ППМ перед финишем. Разворачиваюсь и почти на третьей
космической ухожу на финиш. За весь переход ни одной спирали,
путевая держится на уровне 60-70 км/ч, участок в 17 км я прохожу
за 15 минут - еще один личный рекорд. Прохожу
над финишем - кошарой и решаю лететь в Чуйскую долину. Вхожу в
ущелье, соединяющее Чуйскую и Курайскую степь, по инерции пролетаю
половину его и понимаю, что погода кончается. Облака больше не
работают, их становится меньше, а в Чуйской степи небо голубое.
Приходится снова работать, искать и крутить потоки. Полет заканчивается
сразу после выхода в Чуйскую степь, у села Чаган-Узун, дистанция
по GPS 75 км.
В
тот день произошло серьезное ЧП с Женей Ракушевой из Самары. После
бегства из облаков она неудачно вышла из B-свала, в результате
галстук, запаска и очень жесткая посадка на скалистый склон. С
компрессом позвоночника ее эвакуировали на следующий день в Барнаул.
Кроме того, один из псковичей сдулся за склон - травм не получил,
но судей заставил понервничать. Когда же Луиза Грандал после посадки
сообщила в эфир о грозовом развитии облачности, нервы у судей
сдали - задачу остановили. А у пилотов после второй остановки
упражнения родился новый термин - Залуизить день.
Крайний день соревнований - 21 июля. Я снова
заезжаю на старт раньше спортсменов, но красиво полетать не удается
- в воздухе тишина. Безуспешно пытаясь зацепиться за нолики, я
теряю всю высоту и сажусь у подножья горы. До старта 750 метров,
КамАЗы цинично проходят мимо. Так высоко пешком я еще не забирался,
но делать нечего, рюкзак за спину и вперед, точнее вверх. Через
два часа марш-броска с парапланом сил почти нет. Паровоз лидеров
уходит перед носом, когда я штурмую последние метры склона. Задача
на сегодня 66 км, полет до цели в Чуйской долине.
Мой полет оказался крайне неудачным - в попытке догнать лидеров
по дохлой погоде я пролетаю 13 жалких километров и сажусь. Их
паровоз медленно дрейфует, не набирая высоты, и растворяется в
синей дымке, где-то за точкой 24. Три пилота на финише, Марина
Олексина, Алексей Круглов и Василий Павлов - 66 км пройдено за
3 часа 40 минут. Судя по всему, в Чуйской степи погода была лучше,
чем в Курайской. День оказался довольно очковым. Мой результат
забывают скачать с GPS, но желания спорить с судьями уже нет.
На следующий день экскурсия к леднику Малый Актру, закрытие соревнований
и награждение призеров. Первое место - Василий Павлов из Курска,
второе - Латышев Сергей или Каспер с Армавира и третье - Рожков
Иван, юниор из Питера.
На завершающем банкете пилоты подняли бокалы за новое понятие
- залуизить день. Луиза, которая при этом присутствовала, живо
заинтересовалась, к чему это. На ее беду, рядом оказался Леха
Круглов, который говорит по-английски. Надо было видеть ее вытянувшееся
лицо, когда она поняла, о чем речь! Мне стало стыдно за наших.
Как всегда, сборы закончились слишком быстро, оставив чудные
воспоминания о проведенных днях. Несмотря на мое абсолютно неудачное
выступление на соревнованиях, впечатления от полетов только прекрасные.
Надеюсь еще вернуться сюда…
Хохлачев Руслан
1 , 2