Пишите
нам sport_avia@mail.ru
телефоны
в С-Пб
(812)983-47-50 8-960-2834750
Cнаряжение:
+7-904-5590090
Парамоторное направление:
8-904-5590090
motoglide@mail.ru
Мы
летаем в Углово - описание
и cхема проезда на летное поле здесь
Погода в СПб от windguru.cz
Как читать прогноз от windguru.cz
|
Что такое параплан
и в мире нет лучшей красоты,
чем красота парящего полета...
Параплан - это сверхлегкий планер-паритель, по конструкции аналогичный планирующему парашюту. Параплан максимально прост в пилотировании и обслуживании. Он доступен практически каждому здоровому человеку. Полный вес параплана от 6 до 20 кг, в собранном виде он помещается в среднем рюкзаке, а подготовка к полету занимает всего 5 минут. Взлететь на нем можно с любого холма, сесть на очень ограниченные площадки. Полет на параплане дает непередаваемое чувство свободного полета, без преград в виде кабины, иллюминаторов или стекла фонаря. Используя восходящие потоки, на параплане можно часами летать под облаками, покрывая десятки и сотни километров без единой капли горючего. А в сочетании с парамотором параплан становится маленьким самолетом, который помещается в багажнике, а взлететь может с любой поляны. Параплан - это самая простая и демократичная, но все же настоящая авиация.
Кроме того, парапланеризм – это возможность увидеть новые страны, места, познакомиться с новыми людьми, вырваться из плоскости серых будней и ворваться в мир новых ярких впечатлений, в мир свободного полета!
Рекорды на параплане (на 2018 год):
- Рекорд мира на открытую дальность – 564 км.
- Рекорд мира по высоте 8 157 м.
Летно-технические характеристики параплана:
- Минимальная горизонтальная скорость 20-25 км/ч
- Максимальная горизонтальная скорость ~50-60 км/ч (60-70 км/ч у спортивных моделей)
- Минимальная скорость снижения ~1 м/с
- Максимальное аэродинамическое качество ~7-8 (10-11 у спортивных моделей)
Теперь немного подробнее о параплане.
|
Чем параплан отличается от парашюта
|
|
парашют |
параплан |
Внешне параплан, конечно, похож на парашют типа "крыло", однако на картинке видно, что парашют имеет прямоугольную форму, а параплан - эллипсовидную. Параплан намного уже, длиннее парашюта, то есть имеет намного большее удлинение купола. У параплана гладкая аэродинамически чистая поверхность с небольшим количеством тонких строп, а парашют состоит из небольшого числа секций и поэтому не имеет такой гладкой поверхности. Площадь параплана как правило больше площади парашюта.
Парашют предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю. Конструкция параплана не рассчитана на раскрытие из свободного падения, поэтому используются более легкие и жесткие материалы, обеспечивающие ему более чистые аэродинамические формы. Параплан своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер и дельтаплан, а старт происходит с горы или холма. Параплан действительно летит, а не падает вниз. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на метр снижения параплан пролетит в горизонтальной плоскости 7-10 метров, то есть имеет аэродинамическое качество 7-10 единиц. У парашюта же при этом качество 2-4 единицы и минимальная скорость снижения не менее 4 м/с. Параплан - паритель. Это значит, что при благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту, совершать маршрутные полеты. Параплан - младший брат планеризма и дельтапланеризма, поэтому уместнее его сравнивать с ними.
|
|
Чем параплан отличается от дельтаплана
Дельтаплан - сверхлегкий планер-паритель, с жесткой конструкцией, с балансирным управлением (перемещением тела пилот изменяет центр тяжести и создает необходимый крен). Так же как на параплане, на дельтаплане стартуют с ног (и приземляются тоже).
|
Когда около в 1980х годах появились и стали популярны дельтапланы, казалось, ничего более доступного придумать нельзя. Но все-таки, вес дельтаплана 25-40 кг (+ вес подвесной системы ~5-10 кг), собирается он не менее чем за 30 минут, и перевозить его достаточно проблематично. Техника пилотирования дельтаплана сложнее, чем у параплана, поэтому требуется более длительное обучение. Требуется не менее 10-15 занятий, что получить базовые навыки пилотирования дельтапланом. При этом ученик тратит много физических сил, и обучение проходит не всегда безболезненно. Многочисленные ушибы и перенапряжения мышц - обычные проблемы при обучении на дельтаплане.
Вес параплана - 5-8 кг (+вес подвесной системы ~5-10 кг), он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место. Начальный курс обучения проходится за 5-7 занятий, причем ученик за это время вплотную подходит к парящим полетам. Также, во время обучения, когда ученик совершает полеты сверху вниз, ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом. А простое управление и небольшая скорость полета делают обучение на параплане намного менее травматичным, чем обучение на дельтаплане.
При этом у дельтаплана есть два неоспоримых преимущества - скорость и качество. Современные безмачтовые дельтапланы имеют максимальную скорость более 120 км/ч против 65 км/ч у лучших спортивных парапланов. И аэродинамическое качество дельтапланов достигает 15-18 единиц против 10-11 единиц у самых совершенных парапланов. Бесспорно, конструкция дельтаплана аэродинамически более совершенна конструкции параплана. Большая скорость и качество позволяет проходить большие дистанции дельтапланам. Так же для дельтаплана допустим более сильный ветер на старте, чем для параплана. Отчасти это компенсируется трудностями взлета на дельтаплане с боковым ветром, в штиль с небольших площадок и практически невозможным стартом с попутным ветром.
Но на земле достоинства жесткой конструкции дельтаплана оборачиваются трудностями при транспортировке. Далекий полет на дельтаплане немыслим без организованного подбора на машине. К тому же на небольшую посадочную площадку, где без труда сядет параплан, не всегда приземлится дельтаплан. Это лишает дельтапланеристов возможности летать во многих местах, где летают на параплане. В России дельтапланеристы обычно летают либо около старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на соревнованиях с организованным подбором.
Параплан в большой степени свободен от этих проблем. С небольшим рюкзаком легко сесть в машину, или в любой общественный транспорт, добираясь до парадрома или после маршрутного полета. Небольшая масса и габариты параплана не составит проблем при погрузке в поезд и не заставит переплачивать за огромный перегруз в самолете, как с дельтапланом.
С точки зрения безопасности явных преимуществ у дельтаплана перед парапланом нет, как и наоборот. Поэтому в России парапланеризм получил гораздо популярность, чем дельтапланеризм.
|
Параплан и планер
Изначально именно планеры первыми осваивали парящие полеты. На заре авиации, в начале века их летные характеристики были сравнимы с характеристиками параплана. Но в настоящее время конструкции и технология изготовления планеров ушли очень далеко от своих предшественников. Максимальное аэродинамическом качество 50-60, скорости более 200 км/ч и минимальная скорость снижения 0.4 м/с. Маршруты по 1000 км и более норма для них. Планеры - идеальные парители.
|
|
Минусы планеризма вытекают из его плюсов. Высокая взлетная и посадочная скорость требует хорошей техники пилотирования. Для посадки планеру необходим аэродром или как минимум просторная и ровная площадка, которую не везде можно найти. Так же совершенные конструкции планеров требуют дорогостоящих технологий для их производства. Цена планеров значительно превосходит цену парапланов. Требуются несопоставимые затраты на полеты, услуги буксировщика, подбор и хранение планера. Планерный спорт сильно зависит от организации полетов, планеристы привязаны к аэродромам и самолетам-буксировщикам. В настоящее время в России практически разрушена прежняя система планерных звеньев ДОСААФ, по всей стране летает считанное количество клубов. Матчасть изношена, а средств энтузиастов планеризма не хватает на обновление парка планеров.
Ну и наконец - чувство полета на параплане сильно отличается от полета на планере. На параплане ничто не ограничивает обзор, как в закрытой кабины планера, нет бликов от кабины на фонаре. Ощущения пилота-планериста сильно отличаются от парапланериста, который не отделен стенками фюзеляжа и стеклом фонаря от окружающего пространства и чувствует скорость по ветру в лицо. Ну а те потоки, которые сможет виртуозно обработать парапланерист, планерист может и не заметить.
|
Как летает параплан
Параплан - это мягкое крыло, наполняющееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемную силу создает крыло, обтекаемое набегающим потоком воздуха. Вниз и вперед параплан движется под действием силы тяжести. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).
Естественно, если пилот не будет предпринимать никаких действий, чтобы сохранить высоту, он неминуемо рано или поздно окажется внизу. Единственный способ подняться в воздух для такого пилота - опять взобраться на гору и повторить все заново. Полеты подобного типа очень просты и практикуются не очень опытными пилотами, альпинистами для спуска после восхождения или просто для обучения на параплане. Однако любому пилоту быстро наскучивает летать сверху вниз, и он приходит к тому, что нужно освоить такую технику полета, которая позволит ему не терять высоту, и летать столько, сколько хочется. Этого можно достичь, используя восходящие потоки воздуха.
Существует два вида восходящих потоков, которые используют парапланеристы - динамик и термик.
|
Динамический восходящий поток - динамик
|
Динамический восходящий поток ("динамик") образуется только если дует ветер в склон. Склон изменяет горизонтальное направление ветра и заставляет поток воздуха идти вверх. Если вертикальная составляющая ветра в зоне динамика больше скорости снижения параплана, то пилот может парить в динамике до тех пор, пока не изменится ветер. Такой вид парения очень прост в освоении даже новичками, зона динамика легко предсказывается по форме склона, направлению и силе ветра.
При благоприятных условиях пилот может подняться в динамике на 1-2 высоты склона над вершиной.
Плюсы динамика:
- Предсказуемость динамика
- Простота освоения полетов в динамике
- Динамик не зависит от солнечной активности и времени года
Недостатки динамика:
- Пилот привязан к склону и не может далеко уйти от него, иначе неизбежно просядет
- Высота полета в динамике не может быть намного больше высоты склона. При наилучшем раскладе можно набрать 2-3 высоты склона
- Динамик зависит от направления ветра, при его перемене динамик исчезает
- Динамик не образуется при слабом ветре. Для каждого склона есть свое значение минимального ветра.
|
|
Термический восходящий поток |
Термический восходящий поток обычно образуется в том случае, если есть солнечная активность. Солнце прогревает земную поверхность, земля из-за своей неоднородности прогревается неравномерно, какие то участки больше, какие то меньше и теплый воздух над более прогретыми участками поднимается вверх пузырями или целыми столбами теплого воздуха.
Это наиболее распространенные виды восходящих потоков, они образуются практически в каждый солнечный день. Сила восходящих потоков обычно пропорциональна солнечной активности. Наиболее сильные потоки бывают летом и поздней весной.
Обрабатывая термики, пилот может набирать высоту до облаков и даже выше, тратя накопленную высоту на движение по выбранному маршруту к следующему термику. Маршрутные полеты - это основная дисциплина парапланерных соревнований и вершина мастерства каждого пилота-парапланериста.
Однако научиться летать в термиках значительно сложнее, чем в динамике. Поскольку термик не виден и часто не привязан к рельефу местности, найти его и хорошо обработать (т.е. набрать максимальную высоту в нем) непросто, для этого необходим опыт и мастерство пилота. Кроме того, термическая активность сопровождается повышенной турбулентностью, с которой обязан справляться каждый пилот, желающий летать в термиках.
Плюсы термических восходящих потоков:
- Термики возникают практически всегда, когда греет солнце, пилот не привязан к конкретному склону или месту
- Высота полета в термиках обычно ограничивается только базой облаков (от 1000 м до 2500 м в средней полосе России летом), иногда пределом являются только физиологические возможности человека
Минусы термических восходящих потоков:
- Достаточные для парения термики в наших широтах возникают обычно в летний сезон (май-сентябрь), зимой и осенью термичка отсутствует
- Повышенная турбулентность атмосферы требует хорошей подготовки пилота, способного справляться с нештатными режимами полета параплана
- Сложность поиска термиков - их возникновение носит вероятностный характер и пилот может только оценить величину этой вероятности
|
|
|
В восходящих потоках проявляются достоинства параплана. Никто не имеет такой маленький радиус спирали в термическом восходящем потоке как параплан. Дельтаплан и планер не смогут вписаться в узкий восходящий поток, где без труда будет набирать высоту параплан. А небольшая скорость параплана позволит ему уверенно парить в узкой зоне динамического восходящего потока, где не "поместится" дельтаплан. Научиться обрабатывать восходящие потоки на параплане не так уж сложно. Успешно пройдя начальный курс обучения, пилот вплотную подходит к полетам в динамике, а там и до термиков недалеко. Уже в первый год занятий парапланеризмом можно научиться летать красивые маршрутные полеты на серьезные дистанции, если серьезно начать заниматься парапланеризмом.
|
|
Как научиться летать на параплане
Доступность парапланеризма имеет и свою отрицательную сторону. Кажется, что летать просто, стоит только попробовать, спросить у кого-нибудь совета, и вы полетите. В общем-то, это правда. Спрыгнуть вниз с небольшого холма в слабый ветер действительно легко. Но... Не все так просто, как кажется с первого взгляда. Воздух невидим, ваш параплан мягкий, а земля твердая. И, если вам не повезет, то в лучшем случае вы больше никогда не станете этого делать. Что же делать, если вы хотите летать? Учиться. Вот несколько способов.
|
1. Учиться самому. Очень дорогой способ для здоровья ученика, да и в конечном счете по деньгам (лечение, восстановление после травм, потеря рабочего времени). Некоторым самостоятельное обучение все же удается, у некоторых это даже проходит без травм. Нужно быть очень упорным, очень вдумчивым, иметь массу свободного времени, минимум комплексов и достаточное количество литературы. Также нужно иметь свой параплан, который может оказаться не достаточно безопасным для обучения, а вы об этом даже не догадываетесь. В парапланеризме очень много нюансов, которые надо прочувствовать. Закрепив неправильные навыки, вы будете всегда подвергать свое здоровье опасности, даже не зная об этом. Потом, научившись прыгать с горки вниз, вы не будете знать, как безопасно парить, а пытаясь делать тоже, что и все, будете вводить параплан в опасные режимы , или "висеть" на деревьях. Не учитесь сами! Это очень опасно!
2. Учиться у друга. Вам повезло, если ваш друг квалифицированный инструктор. А если нет? Достаточно ли квалифицированный пилот ваш друг? А вдруг он, научившись летать сам или у такого же друга, делает что-то неправильно, тем самым подвергая себя и вас риску? Вы сами не можете это определить, а он уверен в своей правоте. Если вы не видите другого выхода, обратите внимание на несколько важных моментов:
- Поинтересуйтесь у друга, как давно он летает и сколько у него часов налета. На первый вопрос он ответит сразу (1 год, 5 лет), а второй может его затруднить. Если он за 5 лет не налетал и десятка часов, задумайтесь. Спросите про парящие полеты. Умеет ли он летать в "динамике", как часто у него это получается относительно других. Если он вам рассказывает, что его "не держит", это плохой признак. Скорее всего, это не его "не держит", а он просто не умеет удержаться в восходящем потоке. Следовательно, и вас он этому вряд ли научит. Если ваш друг хорошо парит у склона, умеет обрабатывать термические потоки, и слетал не один маршрутный полет, может быть ему можно довериться.
- Спросите у друга о классе его параплана. Если друг летает давно и хорошо, у него, может быть аппарат класса EN C или EN D, т.е. параплан, с хорошими аэродинамическими качествами, но не стабильный, не прощающий ошибок начинающего пилота и мало пригодный для обучения.
- Даже если ваш друг опытный пилот и у него крыло подходящее для обучения, он может легкомысленно относиться к полетам. Если вы приехали на горку, и он вас запускает в полет, ничего толком не объяснив, без каски, в шортах и тапочках, не доверяйте такому свое обучение
3. Учиться в парапланерной школе или клубе. Конечно, это лучший и самый надежный способ. Всегда лучше довериться профессионалам. Прежде, чем выбрать школу, присмотритесь, поговорите с учениками, узнайте, довольны ли они. Обязательно поинтересуйтесь квалификацией инструкторов. Посмотрите, достаточно ли в школе учебных парапланов (не будете ли вы пол дня стоять в очереди). Программа обучения не должна быть меньше четырех дней.
|
Кто может заниматься парапланеризмом
Параплан очень демократичен и здесь. В силу своей относительной простоты управления, небольшой взлетно-посадочной скорости и хорошей устойчивости, параплан может быть доступен почти каждому человеку с умеренным здоровьем.
При обучении и полетах придется бежать, выдерживая сопротивление параплана, иметь сносную координацию движений и хорошую реакцию. Во многих странах мира заниматься парапланеризмом разрешено с 16 лет. У нас в стране существуют детские парапланерные школы, проводятся даже детские чемпионаты. Летать без согласия родителей можно с 18 лет. Верхняя граница возраста не определена. Много летающих пилотов, кому за 60. Иногда в парапланеризме можно встретить инвалидов, даже колясочников - если человек хочет летать, остановить его сложно.
|
Когда можно летать на параплане
Не многие знают, что заниматься парапланеризмом можно круглый год. В Санкт-Петербурге зима - самое предпочтительное время для обучения. Зимой атмосфера стабильная, ветер не имеет термической турбулентности, которая опасна для начинающего пилота, и поэтому зимой самые приятные полеты для освоения параплана. Зато лето - это время для высоких термальных полетов, маршрутных перелетов, соревнований. Они невозможны без теплых солнечных лучей.
|
|
|
Страшно и опасно?
Человек разумный рожден с двумя инстинктивными видами страха: к неожиданным громким звукам и к падению с высоты. Часто при первом полете человек испытывает волнение и даже страх. Страх, если он не превращается в панику, вполне здоровое явление. Более того, полезное. Он не даст вам летать в неподходящую погоду, на опасном аппарате. Как правило, он исчезает по мере набора опыта и уверенности.
|
Есть две основных причины, приводящие к летным инцидентам. Первая неопытность пилота и его неосведомленность об опасностях, которые могут подстерегать его в воздухе. А вторая - излишняя самоувенность, переоценка собственных сил и недооценка внешних факторов. Сам по себе параплан вполне безопасный летательный аппарат, не опаснее машины или велосипеда.
Вы должны знать, что если вы прошли курс обучения у квалифицированного инструктора, можете оценить место и погодные условия, летаете на подходящем для вашего уровня параплане и умеете отказаться от полета, когда он кажется вам небезопасным, вам мало что угрожает.
99% летных происшествий происходят по вине пилота!
|
Где можно летать на параплане
Согласно современному воздушному законодательству России пилоты на параплане имеют право летать в воздушном пространстве класса G. При этом не требуется иметь государственной регистрации этого летательно аппарата (ЛА). Не нужно проходить ежегодно свидетельство летной годности (СЛГ). А так же отпадает необходимость пилотского удостоверения и соответственно заключения летной медкомиссии. А все из-за того, что масса конструкции параплана менее 115 кг и он приравнивается по сути к воздушному велосипеду. В этом огромный плюс параплана - часто бумажная бюрократия, потери времени и денег могут отбить желание летать. Отрадно, что аналогичные нормы действуют и в большинстве стран мира.
Правда летать на параплане можно с существенными ограничениями - только в неконтролируемом воздушном пространстве класса G, то есть образно говоря, как для велосипеда - по дворам, по велосипедным дорожкам, по обочине проезжей части. Но не отдалаясь от обочины и не на всех дорогах (на автомагистралях запрет!). Тем не менее, есть где летать, не нарушая закон и в нашей Ленинградской области. Информация о доступных зонах для полета открыта в интернете.
Летать лучше всего в местах специально для этого предназначенных. Часто их называют парадромами . Аргументов в пользу этого предостаточно. Во-первых, не надо искать подходящее место и оценивать рельеф, все уже сделано задолго до вас. Во-вторых, присутствие других пилотов удержит вас от полета в опасную погоду. В-третьих, смотря на других, вы быстрее будете прогрессировать. И последнее, но довольно важное - на таких парадромах вы не будете нарушать воздушное пространство.
Питерские пилоты летают на дельтадроме "Можайский" , ж/ст "Можайская", за Красным селом, гора Кирхгофф. Там есть склоны на западный, северо-западный и юго-восточный ветра. Есть летные склон в Лебяжьем, за Гатчиной облетан склон "карьер". Но все это небольшие горки, на которых можно парить в динамике часами, но крайне сложно поймать термик и подняться к облакам. В основном потому, что желательно иметь минимальную высоту 100-200 метров для обработки термика. А набрать более 50 метров на горках в Ленинградской области крайне сложно. А еще над многими горками нельзя набирать большу высоту (более 300 м) из-за близости воздушных трасс.
|
Полеты на лебедке
В отсутствии больших горок очень эффективно можно летать на активной лебедке. Она позволяет набрать стартовую высоту от 300 до 600 метров, откуда легко можно найти термики и часами парить под облаками. Это серьезные полеты, не сравнимые с низким динамиком. Азарт поиска термиков и поиска оптимальной тактики на маршрутном полете трудно с чем то сравнить. На нашем летном поле можно легко дотянуться до облаков и летать высоко. А масса пилотов, летающих рядом помогут найти потоки.
|
|
Самые популярные парадромы России
Парадром "Планерское" - Крым, г.Феодосия, гора Клементьева. Старейший дельтадром. В 30-х годах там учились летать советские планеристы. И сейчас это место ежегодно посещают сотни любителей свободных полетов.
Парадром"Юца" - Кавказ, г.Пятигорск, гора Джуца1. Самый популярный пара и дельтадром в России. Там летают как начинающие пилоты, так и спортсмены. Довольно часто на Юце проводился чемпионат России.
Курай, горный Алтай - одно из немногих горных мест в России, где можно эффективно, красиво и безопасно летать. Наборы до 5000 метров над морем и больше 3000 над равниной. Маршруты по 100 км и более. В Курае иногда проводится Чемпионат России по парапланеризму.
|
|
Парапланы бывают разными
Параплан это не просто тряпка с веревками. Внешне очень похожие, парапланы сильно отличаются друг от друга своими свойствами. Т.к. прогресс в развитии парапланеризма шел очень быстро, то парапланы 8-10 летней давности кажутся доисторическими монстрами по сравнению с современными куполами.
|
Парапланы можно разделить на 3 группы: учебно-тренировочные (парапланы для пилотов выходного дня), спортивные (для пилотов-спортсменов с подготовкой на 1 разряд, КМС) и рекордные (для пилотов-спортсменов уровня мастера спорта). Учебно-тренировочные парапланы имеют не самые лучшие летные качества, но отличаются высокой стабильностью, прощают грубые ошибки пилота. Они предназначены для начинающих и для пилотов, которые хотят летать без стресса. Спортивные парапланы - переходные модели. Они имеют достаточно высокие летные качества при умеренной стабильности. Рекордный же класс - это парапланы для опытных спортсменов, разработанные, как правило, для соревнований. (На самом деле все не так просто, но это тема для отдельного разговора).
|
Сколько стоит параплан
Парапланеризм - спорт не для бедных. Курс обучения в парапланерных клубах в России стоит 35 000-50 000 рублей (цены 2018 года).
Новый современный параплан стоит от 1200 до 4500 евро, в зависимости от фирмы изготовителя. Существует масса дешевых (и не очень дешевых) отечественных парапланов, сшитых в подвале. Их никто не тестировал и их качество очень сомнительно. Так же существует обширный рынок парапланов second hand. Их цена колеблется от 200 евро (скорее всего не летающие модели) до 1200 евро (почти новые импортные модели). Эта тема подробно рассмотрена в статье " Как выбрать параплан ".
Названные цены относятся только к крылу. Для полетов вам еще понадобится подвесная система. Цены на подвеску колеблются от 140 евро за минимальный вариант до 800 евро и выше за подвеску-кокон для дальних маршрутных перелетов. В среднем, подвеска стоит 300-600 евро. Для полетов в термиках вам понадобится прибор, который будет показывать скороподъемность и высоту - вариометр. Он стоит от 80 евро до 1000+ евро. При полетах выше 100 метров необходимо иметь запасной парашют (на соревнованиях наличие запаски обязательно). Он стоит от 180 евро до 500 евро.
Существует еще масса различных аксессуаров, на которые можно истратить любое количество денег, но ведь для любимого дела ничего не жалко...
|
Хобби или спорт
Разговаривая с пилотами, можно услышать абсолютно любые аргументы в пользу того, почему они летают. И кто хочет услышать полное собрание сочинений на эту тему, может просто почитать книги Ричарда Баха. Возможно, для одних, это любимая работа или ее часть, для других - отдых и развлечение, для третьих - способ самоутверждения, для четвертых и то, и другое, и третье. В небе каждый может выбрать то, что ему нравится.
Да, парапланеризм - это крутой спорт! И очень требовательный в придачу. Но позвольте у вас спросить, собираетесь ли вы быть чемпионом? Да? Ну тогда вы выбираете ВСЕ: высотные подоблачные полеты, сотни часов проведенных в небе на высотах от 0 до 5000 метров, маршруты в десятки и сотни километров, долгие ожидания погоды и машины подбора, физические и психологические нагрузки, радость побед и горечь поражений.
Если вы экстремал и ждете адреналина - пожалуйста. Аэробатика для вас! Пилотаж на параплане выглядит очень красиво и зрелищно. Тугие спирали с хорошей скоростью, свистом строп и перегрузкой, форсированные развороты, групповая акробатика, косые и мертвые петли, срывные фигуры. Ряд парапланерных акробатических маневров недоступен более никому, включая спортивные самолеты и истребители пятого поколения с управляемым вектором тяги. Но освоение некоторых маневров бывает смертельно опасным для пилота. Даже самый простой элемент - тугая спираль на параплане вызывает море адреналина у начинающего пилота.
Вы не спортсмен? Вам просто нравится состояние полета? Небо дает возможность летать не только спортсменам, но и просто любителям активного отдыха, даже в большей степени. Полет для души у склона в динамике может доставить не меньшее удовольствие, чем многокилометровый маршрут.
|
Мотопараплан
Парамотор - это небольшой легкий двигатель с винтом, размещаемый за спиной пилота. Тяга, создаваемая винтом толкает пилота в спину. Самая распространенная, ранцевая установка располагается на спине и составляют единое целое с подвесной системой, пилот стартует и садится при этом на ноги.
|
|
|
Паратрайк
Другая схема моторного параплана, это паралет или паратрайк - тележка с колесами и амортизаторами. При этом пилот уже не несет на себе двигатель и раму, а просто сидит в кресле. Поэтому можно использовать более мощный и тяжелый двигатель. Такая схема очень часто используется для тандемных двухместных установок. Из минусов - большая цена установки и большая требовательность к площадкам.
|
Мотопараплан - это хорошее решение для равнинных пилотов и для занятых людей, которые не имеют возможности подстраиваться под погоду. Для полетов используются специальные моторные модели парапланов или самые в качестве компромисса простые, класса Standard. Пилот с мотопарапланом максимально независим. Для взлета достаточно практически любой ровной площадки, полеты возможны при любом направлении ветра, длительность полета ограничена только объемом топливного бака (обычно около 3 часов полета), время подготовки к полету установки 10-15 минут, а перевезти мотор можно в багажике машины.
Парамотор дает восхитительное чувство свободы в полете. Пилот может летать в любом месте и на любой высоте от 0 до 5000 м. В полете на парамоторе хорошо чувствуется скорость, ведь безмоторные полеты обычно проходят на большой высоте, где скорость уже не ощущается.
Вместе с тем, у парамотора есть несколько недостатков. Полеты на парамоторе в сильную тубулентность из-за термической активности или сильного ветра некомфортен и иногда небезопасен. Поэтому летом парамотористы предпочитают летать утром и вечером, когда стихает термичка и ветер. Многие начинающие парапланеристы хотят купить мотор для того, что бы подниматься вверх и парить в термиках. Это проблематично с мотором. Чувство крыла и управляемость с мотором заметно хуже, чем на свободном параплане. Кроме того, моторные крылья имеют большую скорость снижения и небольшое качество, а сопротивление ограждения винта и сам винт ухудшают и так невысокие характеристики крыла. Поднимаясь в термиках значительно хуже свободных парапланов, пилот с парамотором будет сильно проигрывать на переходах.
Так же, парамотор предназначен не для слабых людей. Вес снаряженной установки от 20 до 40 кг, с ней надо уметь хорошо разбежаться, особенно в штиль. На паралете (или трайке) пилот освобождается от необходимости поднимать на плечах парамотор, но для взлета требуется хорошее ровное место и отличные навыки старта. Еще одна проблема парамотра - его хранение. Бензиновые двухтактные двигатели, которые применяются на парамоторах, тяжело хранить в квартире из-за сильного запаха бензина и масла. Но разве это может остановить настоящего пилота?
Подробнее про полеты на мотопараплане читайте в статье "Полёты на мотопараплане или немного о том, что так трудно описать словами".
|
|