СпортАвиаСервис\Статьи\Впечатления от поездок\Курай.Чемпионат России 2004
О нас
Новости
Начинающим
  Наши полеты
Помощь в освоении параплана
Помощь в овоении парамотора
 Снаряжение
Парамоторы
 Информация
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Схема проезда
Ссылки

Пишите нам sport_avia@mail.ru

телефоны в С-Пб

(812)983-47-50

8-960-2834750

Cнаряжение:

+7-904-5590090

Парамоторное направление:

8-904-5590090

Мы летаем в Углово - описание и cхема проезда на летное поле здесь

Погода в СПб от windguru.cz

Как читать прогноз от windguru.cz

Подарочный сертификат на полет на параплане в тандеме с инструкторомСертификат на полет в тандеме на параплане

 

Курай. Чемпионат России 2004

..............Про Курай много писали, говорили. Очевидцы размахивали руками, тщетно пытаясь показать, какие здесь широкие и мощные термики, высокий потолок и красивые горы. И при этом просторные долины, южные хребты и устойчивый континентальный климат, гарантирующий погоду в июле - настоящий парапланерный рай. Так не бывает, говорил весь мой опыт, но как всегда верить хотелось. И вопреки известному закону, что второй раз в одном месте летать хуже, чем в первый, Курай приятно удивил всех, кто приехал сюда.

После небольшого набора открывается горное озеро за стартомИ в первый же день облета погода удалась. Быстро покончив с формальностями, заезжаем на старт. Картина радует - орлы перед стартом крутят потоки в диком крене, облака на такой высоте, где я их никогда не видел. Взлетаю. Прямо над лагерем в твердой двоечке играючи набираю почти 2 км над равниной. Весьма неплохо для первого термика. Но обернувшись назад, понимаю как я ошибаюсь - где то далеко в синеве неба, на невообразимой высоте надо мной крутились в хороводе несколько парапланов. Пройти мимо этого я не мог, скорее к ним, в стратосферу! Разворачиваюсь, хладнокровно пробиваю +2.5 м/с, в которой работает Егор и нахожу спокойную, широченную четверку. Несколько парапланов из команды GIN Team обрабатывает его на огромной площади, каждый в своем ядре - персональном скоростном лифте к облакам. Быстро меняются цифры на варике, вот уже пройден мой Домбайский рекорд - 4450 метров абсолютной высоты . Наконец счетчик застывает на волшебной отметке 4700 метров! Больше 2 километров над стартом, больше 3 над равниной, здесь холодно и немного трудно дышать, но зато как красиво! Вся Курайская долина, все неприступные горы и снежные вершины раскинулись внизу. За ущельем видна Чуйская степь, долина за Северо-Чуйским хребтом. А недосягаемые облака растут еще выше надо мной. Ну что же, полечу на мой любимый маршрут - на открытую дальность. Из Курайской в Чуйскую степь, пока хватит сил.

То же озеро с высоты 4700. Старт под ногамиДва с половиной часа непрерывного экшена, борьбы на выживание в рваных потоках у скальников в ущелье, яростных схваток с могучими термиками на высоте и подоблачной прохлады приносят результат - выхожу в Чуйскую долину. Пролететь дальше не удалось - пободавшись с сильным встречным ветром, я сажусь в 40 км от старта.
Дорога домойКак всегда, на посадке возникают вездесущая ребятня, их становится больше и это уже не только подростки. Молчаливо наблюдают, как я освобождаюсь от видеокамеры, фотоаппарата, рации, GPS и прочих электронных штучек. Интересно, они хоть русский знают? По их лицам угадать ничего нельзя. Стараясь не упускать их из вида, собираю параплан. Когда я ухожу, никто так и не заговаривает со мной. Через полчаса уже взрослые аборигены на остановке настойчиво зазывают раздавить с ними пузырь за смычку села Чаган-Узун и Санкт-Петербурга . Бутылка моментально материализуется на столе. С большим трудом вырываюсь от их навязчивого гостеприимства.
Обратно подбросил автобус с геологами-практикантами. Симпатичные первокурсницы с круглыми глазами слушали мои рассказы о полетах и парапланах.

Russian truck! - откровение для европейцев14 июля - пытаемся разыграть день при затянутом небе и полной бесперспективности погоды. Коля Шорохов долго вдохновлял пилотов невероятными историями о полетах в мрачную пасмурную погоду на разных буржуйских кубках и чемпионатах. Пилоты лениво раскладываются, никто не торопится стартовать.
- Why don't you take off? - спрашивает меня буржуйская пилотесса.
- I am waiting for the experienced pilot, - пожал плечами я.
- I'm too…
Все же стартуем - полчаса медленной агонии в дохлых нулях позволили едва покорить L0 - 10 км. У лидера 15 км, день не разыгран. Зато появились первые боевые потери - перелом руки у неопытного пилота из-за посадки по ветру. Ждем подбора с Колей Шороховым и Джином.
- Коля, ты не знаешь пилотессу, которая раскладывалась рядом со мной? - вспомнил я иностранку, которая не стартовала без опытных пилотов.
- А, это Луиза Грандал, чемпионка мира в 2001 году.

И все таки дельты фотогеничнее параплановСледующий день, 13 июля, прошел гораздо интереснее. Погода явно лучше и после заезда на старт совет пилотов ставит маршрут на 102 км, для российских соревнований дистанция впечатляющая. Начало полета было неплохим - бодрый поток и 1.5 км над стартом. Группа лидеров, набравшая высоту чуть раньше меня, уходит на переход к первому ППМ, стремительно теряя высоту. Пока есть время в потоке, я наблюдаю за ними, но поток слабеет и пора идти на переход. За потоком ждет нескончаемые -2, -3 м/с. Догоняю группу лидеров, обгоняю Луизу Грандал. Большой дружной толпой мы быстро сыпемся вниз. Высоты уже меньше километра над равниной, а потоков все нет. Справа и чуть сзади один параплан нащупал едва заметный подъем и начал его центровать. Луиза отворачивает к нему.Такой фантастически высокий cloud-base многие увидели впервые Я же направляюсь к перспективному южному хребтику, прогретому солнцем. Увы, он не дарит мне ничего, кроме невразумительных плевков в купол и пары размазанных ноликов. Медленно теряя высоту, подлетаю к ППМ и мучительно долго пытаюсь выбраться с 50 метров высоты в слабом термодинамике. К сожалению чуда не происходит, сажусь на ППМ. Полет на 20 км, без единого термика с 2.5 км высоты - это пожалуй рекорд.
Надо мной группами проходят парапланы, стартовавшие уже после меня. Практически вся группа лидеров, к которым я летел, просыпалась и села недалеко от меня, немного мы поторопились.
Поскольку погода в самом разгаре, терять день не хочется, и я решаю забраться на хребтик, который меня обманул, что бы еще раз взлететь. 40 минут утомительного подъема по прокаленному каменистому склону и я наверху, на 200 метрах выше долины. Наверху меня ждет туземец, дикий сын степей и гор, с конем под уздечкой и карабином, нацеленным в меня… Немая сцена.
- Хочешь, я тебя здесь оставлю? - гостеприимством он явно не блещет.
- Нет, не хочу.
- А маяки ты внизу видел?
- Какие маяки?
- Там внизу были. Я тебя точно здесь оставлю.
- Не надо!
- А видишь парня наверху? - чуть выше мелькает какой то пацан.
- …
- Белке в глаз попадает. Он тебя тоже может здесь оставить, - обрадовал абориген.
- А что я сделал вам?
- Ты кто такой?
- Ну я тут это… Летаем мы… Чемпионат России. Парапланы…
Узнав, кто я, старик смягчился. Оказывается эти горы содержат ртуть, а он ее охраняет.
- Закурить есть?
- Не курю.
- Вода!
- Только что выпил, - признаюсь я.
- Деньги есть?
- Все в лагере.
- А что есть?
- Шоколадка вот осталась, - достаю сухой паек.
- Давай шоколадку. Улетай.
Вот так, шоколадка или жизнь. Поспешно раскладываюсь и улетаю. Долго маячить перед стариком не хочется, поэтому ухожу от склона на небольшой высоте и сажусь через 5 км на берегу Чуи, где с наслаждением купаюсь.
Итоги дня - на финише только один, пилот из команды Gin Team. Он прошел дистанцию, убегая от грозы. Но его подвиги не зачли, поскольку день остановили из-за сообщений Луизы Грандал о грозах в Чуйской долине.

Высота, откуда начинанется снег - 2600-2800 м14 июля - организаторы чуть снижают планку и ставят 92 км с финишем в Чуйской долине. Я решаю попробовать новую тактику и идти горами. После старта в потоке работаю с Мариной Олексиной, потом она чуть удачнее центрует ядро и круто уходит вверх. У меня поток киснет, и я начинаю жаться к прогретым скалам Курайского хребта. Идти тяжело - устойчивых плюсов нет, зато парапланы крутятся надо мной чуть ли не в космосе. Медленно снижаясь, ищу потоки над хребтом в паре с Сашей Токаревым. Практически без набора подходим мы к небольшому ущелью, разрыву хребта, которое не пересечь без хорошего запаса высоты. Несколько минут поиска и долгожданный поток находится. Он не сильный и мы долго крутимся, до упора выбирая его. Наконец решаюсь на переход - высоты хватало. Как оказалось, я ошибся. Над ущельем начались хорошие минуса, резко упала путевая скорость - в ущелье дул приличный ветер. Легкая неуверенность перешла в беспокойство, когда даже на акселераторе я едва приходил к продолжению хребта. Потом сажать стало еще сильнее и еще уменьшилась путевая. Теперь к хребту я не попадал. О посадке в аэродинамической трубе узкого и каменистого ущелья думать не хотелось, не было там посадок. Единственный путь - прийти на наветренную сторону хребта на любой высоте и попытаться там набрать высоту. Вроде я еще попадал со своей глиссадой на невысокий отрог хребта. До упора выжимаю планку акселератора и пробиваюсь к нему. До гребня 100, 50 метров, я уже почти пришел - и тут меня складывает 80% с моментальным разворотом на 180 градусов. На полном акселераторе реакция параплана на подошедший язык ротора быстрая и жестокая. Наблюдаю на быстро проносящиеся внизу деревья и в голове только две мысли - как не зацепить эти деревья и перевалить гребень после такой потери высоты. На динамике завершаю разворот на 360 градусов и на последних метрах переваливаю гребень.
Теперь можно подумать, как набрать высоту и продолжить маршрут. Мучительно долго облизываю склон в термодинамике, ничего толком не набирая. Сверху подлетает Токарев, который задержался перед ущельем. Наконец мои старания вознаграждены - подошедший поток +4м/с выносит меня на прохладные 4400 метров абсолютной высоты. Оцениваю по теням высоту облаков и поражаюсь - я только на пол пути до облака. То есть кромка сегодня на абсолютной высоте 6-7 километров!
Внизу догоняет в потоке Токарев, откуда то сзади подлетает Кузьмич и уверенно, не останавливаясь, уходит прямиком в горы, по стрелке GPS к ППМ, не взирая на отсутствие посадок и дорог. Так можно сильно выиграть во времени, но риск сесть в горах с непредсказуемыми последствиями очень велик. Безумству храбрых поем мы песню! Голубой Дарт Кузьмича стремительно удаляется, быстро теряя высоту в мощных минусах. Тем временем я тоже врезаюсь в сильнейшие -6м/с, полностью выжимаю акселератор и удираю из минусов. 10,20,30 секунд - минуса и не думают уменьшаться. Рельеф ощутимо приближается, с таким катастрофически малым качеством я рискую не долететь до долины и сесть на лес! Наконец минуса слабеют и я вхожу в широкий поток над долиной. Оглядываюсь - на 5 км переход я потратил больше 2 км высоты. Никогда я не разменивал так легко и быстро столько высоты. Здесь надо учиться летать.
В потоке меня догоняет незнакомый оранжевый параплан. Чуть сближаемся, и я узнаю Олега Кушлевича. Впервые я вижу новое крыло АСА. Спокойно и плавно уходим с ним вместе к растущему облаку над нами. Пока набираем в потоке, есть время оценить ситуацию - впереди по маршруту облака переразвились и закрыли небо, земля внизу в тени. Неясно, можно ли набрать под такой облачностью. Справа по северному склону ущелья идет одинокий параплан. Там еще есть солнце и склон работает, но лететь там рискованно, если просесть ниже хребта. Идем с Кушлевичем ровно посередине, под самыми перспективными кумулусами. Облака не оправдывают надежд - вялые нули сменяются нисходящими потоками, земля приближается и я направляюсь к огромной южной каменной плите. В день облета эта стенка подарила мне хороший поток. Но сейчас остывший в тени массив только продлевает мою борьбу за остатки высоты. Вялые пузыри с него не дают набрать высоту. Через пять минут с земли я наблюдаю посадку Кушлевича. Он садится в нескольких километрах после меня. Сильное напряжение после трудного и долгого полета снимает купание в прохладной воде Чуи. По возвращении узнаем - финишировавших нет, но несколько пилотов довольно далеко вышли в Чуйскую долину.
За день было две запаски - Костя Шевелев (Вжик) и Матута. Матусевич попал в смерч на посадке, но успел бросить запаску и приземлился относительно благополучно. Косте повезло меньше. Ситуация похожа - мощный пузырь на небольшой высоте над скальным склоном, параплан попадает в дискотеку и пилот бросает запаску. Высоты оказалось слишком мало для нормального раскрытия запаски - Костя получает перелом руки.
Несколько пилотов садится к нему на помощь. Среди них наш ученик, Андрей Смирнов. Все кто сел на помощь пострадавшему получают хорошие очки за этот день. Андрей взлетает до третьей позиции в таблице и долго смущается, получая ироничные поздравления от Андрея Собетова.

1 , 2

.