..............Про
Курай много писали, говорили. Очевидцы размахивали руками, тщетно
пытаясь показать, какие здесь широкие и мощные термики, высокий
потолок и красивые горы. И при этом просторные долины, южные хребты
и устойчивый континентальный климат, гарантирующий погоду в июле
- настоящий парапланерный рай. Так не бывает, говорил весь мой
опыт, но как всегда верить хотелось. И вопреки известному закону,
что второй раз в одном месте летать хуже, чем в первый, Курай
приятно удивил всех, кто приехал сюда.
И
в первый же день облета погода удалась. Быстро покончив с формальностями,
заезжаем на старт. Картина радует - орлы перед стартом крутят
потоки в диком крене, облака на такой высоте, где я их никогда
не видел. Взлетаю. Прямо над лагерем в твердой двоечке играючи
набираю почти 2 км над равниной. Весьма неплохо для первого термика.
Но обернувшись назад, понимаю как я ошибаюсь - где то далеко в
синеве неба, на невообразимой высоте надо мной крутились в хороводе
несколько парапланов. Пройти мимо этого я не мог, скорее к ним,
в стратосферу! Разворачиваюсь, хладнокровно пробиваю +2.5 м/с,
в которой работает Егор и нахожу спокойную, широченную четверку.
Несколько парапланов из команды GIN Team обрабатывает его на огромной
площади, каждый в своем ядре - персональном скоростном лифте к
облакам. Быстро меняются цифры на варике, вот уже пройден мой
Домбайский рекорд - 4450 метров абсолютной высоты . Наконец счетчик
застывает на волшебной отметке 4700 метров! Больше 2 километров
над стартом, больше 3 над равниной, здесь холодно и немного трудно
дышать, но зато как красиво! Вся Курайская долина, все неприступные
горы и снежные вершины раскинулись внизу. За ущельем видна Чуйская
степь, долина за Северо-Чуйским хребтом. А недосягаемые облака
растут еще выше надо мной. Ну что же, полечу на мой любимый маршрут
- на открытую дальность. Из Курайской в Чуйскую степь, пока хватит
сил.
Два
с половиной часа непрерывного экшена, борьбы на выживание в рваных
потоках у скальников в ущелье, яростных схваток с могучими термиками
на высоте и подоблачной прохлады приносят результат - выхожу в
Чуйскую долину. Пролететь дальше не удалось - пободавшись с сильным
встречным ветром, я сажусь в 40 км от старта. Как
всегда, на посадке возникают вездесущая ребятня, их становится
больше и это уже не только подростки. Молчаливо наблюдают, как
я освобождаюсь от видеокамеры, фотоаппарата, рации, GPS и прочих
электронных штучек. Интересно, они хоть русский знают? По их лицам
угадать ничего нельзя. Стараясь не упускать их из вида, собираю
параплан. Когда я ухожу, никто так и не заговаривает со мной.
Через полчаса уже взрослые аборигены на остановке настойчиво зазывают
раздавить с ними пузырь за смычку села Чаган-Узун и Санкт-Петербурга
. Бутылка моментально материализуется на столе. С большим трудом
вырываюсь от их навязчивого гостеприимства.
Обратно подбросил автобус с геологами-практикантами. Симпатичные
первокурсницы с круглыми глазами слушали мои рассказы о полетах
и парапланах.
14
июля - пытаемся разыграть день при затянутом небе и полной
бесперспективности погоды. Коля Шорохов долго вдохновлял пилотов
невероятными историями о полетах в мрачную пасмурную погоду на
разных буржуйских кубках и чемпионатах. Пилоты лениво раскладываются,
никто не торопится стартовать.
- Why don't you take off? - спрашивает меня буржуйская пилотесса.
- I am waiting for the experienced pilot, - пожал плечами я.
- I'm too…
Все же стартуем - полчаса медленной агонии в дохлых нулях позволили
едва покорить L0 - 10 км. У лидера 15 км, день не разыгран. Зато
появились первые боевые потери - перелом руки у неопытного пилота
из-за посадки по ветру. Ждем подбора с Колей Шороховым и Джином.
- Коля, ты не знаешь пилотессу, которая раскладывалась рядом со
мной? - вспомнил я иностранку, которая не стартовала без опытных
пилотов.
- А, это Луиза Грандал, чемпионка мира в 2001 году.
Следующий
день, 13 июля, прошел гораздо интереснее. Погода явно лучше
и после заезда на старт совет пилотов ставит маршрут на 102 км,
для российских соревнований дистанция впечатляющая. Начало полета
было неплохим - бодрый поток и 1.5 км над стартом. Группа лидеров,
набравшая высоту чуть раньше меня, уходит на переход к первому
ППМ, стремительно теряя высоту. Пока есть время в потоке, я наблюдаю
за ними, но поток слабеет и пора идти на переход. За потоком ждет
нескончаемые -2, -3 м/с. Догоняю группу лидеров, обгоняю Луизу
Грандал. Большой дружной толпой мы быстро сыпемся вниз. Высоты
уже меньше километра над равниной, а потоков все нет. Справа и
чуть сзади один параплан нащупал едва заметный подъем и начал
его центровать. Луиза отворачивает к нему.
Я же направляюсь к перспективному южному хребтику, прогретому
солнцем. Увы, он не дарит мне ничего, кроме невразумительных плевков
в купол и пары размазанных ноликов. Медленно теряя высоту, подлетаю
к ППМ и мучительно долго пытаюсь выбраться с 50 метров высоты
в слабом термодинамике. К сожалению чуда не происходит, сажусь
на ППМ. Полет на 20 км, без единого термика с 2.5 км высоты -
это пожалуй рекорд.
Надо мной группами проходят парапланы, стартовавшие уже после
меня. Практически вся группа лидеров, к которым я летел, просыпалась
и села недалеко от меня, немного мы поторопились.
Поскольку погода в самом разгаре, терять день не хочется, и я
решаю забраться на хребтик, который меня обманул, что бы еще раз
взлететь. 40 минут утомительного подъема по прокаленному каменистому
склону и я наверху, на 200 метрах выше долины. Наверху меня ждет
туземец, дикий сын степей и гор, с конем под уздечкой и карабином,
нацеленным в меня… Немая сцена.
- Хочешь, я тебя здесь оставлю? - гостеприимством он явно не блещет.
- Нет, не хочу.
- А маяки ты внизу видел?
- Какие маяки?
- Там внизу были. Я тебя точно здесь оставлю.
- Не надо!
- А видишь парня наверху? - чуть выше мелькает какой то пацан.
- …
- Белке в глаз попадает. Он тебя тоже может здесь оставить, -
обрадовал абориген.
- А что я сделал вам?
- Ты кто такой?
- Ну я тут это… Летаем мы… Чемпионат России. Парапланы…
Узнав, кто я, старик смягчился. Оказывается эти горы содержат
ртуть, а он ее охраняет.
- Закурить есть?
- Не курю.
- Вода!
- Только что выпил, - признаюсь я.
- Деньги есть?
- Все в лагере.
- А что есть?
- Шоколадка вот осталась, - достаю сухой паек.
- Давай шоколадку. Улетай.
Вот так, шоколадка или жизнь. Поспешно раскладываюсь и улетаю.
Долго маячить перед стариком не хочется, поэтому ухожу от склона
на небольшой высоте и сажусь через 5 км на берегу Чуи, где с наслаждением
купаюсь.
Итоги дня - на финише только один, пилот из команды Gin Team.
Он прошел дистанцию, убегая от грозы. Но его подвиги не зачли,
поскольку день остановили из-за сообщений Луизы Грандал о грозах
в Чуйской долине.
14
июля - организаторы чуть снижают планку и ставят 92 км с финишем
в Чуйской долине. Я решаю попробовать новую тактику и идти горами.
После старта в потоке работаю с Мариной Олексиной, потом она чуть
удачнее центрует ядро и круто уходит вверх. У меня поток киснет,
и я начинаю жаться к прогретым скалам Курайского хребта. Идти
тяжело - устойчивых плюсов нет, зато парапланы крутятся надо мной
чуть ли не в космосе. Медленно снижаясь, ищу потоки над хребтом
в паре с Сашей Токаревым. Практически без набора подходим мы к
небольшому ущелью, разрыву хребта, которое не пересечь без хорошего
запаса высоты. Несколько минут поиска и долгожданный поток находится.
Он не сильный и мы долго крутимся, до упора выбирая его. Наконец
решаюсь на переход - высоты хватало. Как оказалось, я ошибся.
Над ущельем начались хорошие минуса, резко упала путевая скорость
- в ущелье дул приличный ветер. Легкая неуверенность перешла в
беспокойство, когда даже на акселераторе я едва приходил к продолжению
хребта. Потом сажать стало еще сильнее и еще уменьшилась путевая.
Теперь к хребту я не попадал. О посадке в аэродинамической трубе
узкого и каменистого ущелья думать не хотелось, не было там посадок.
Единственный путь - прийти на наветренную сторону хребта на любой
высоте и попытаться там набрать высоту. Вроде я еще попадал со
своей глиссадой на невысокий отрог хребта. До упора выжимаю планку
акселератора и пробиваюсь к нему. До гребня 100, 50 метров, я
уже почти пришел - и тут меня складывает 80% с моментальным разворотом
на 180 градусов. На полном акселераторе реакция параплана на подошедший
язык ротора быстрая и жестокая. Наблюдаю на быстро проносящиеся
внизу деревья и в голове только две мысли - как не зацепить эти
деревья и перевалить гребень после такой потери высоты. На динамике
завершаю разворот на 360 градусов и на последних метрах переваливаю
гребень.
Теперь можно подумать, как набрать высоту и продолжить маршрут.
Мучительно долго облизываю склон в термодинамике, ничего толком
не набирая. Сверху подлетает Токарев, который задержался перед
ущельем. Наконец мои старания вознаграждены - подошедший поток
+4м/с выносит меня на прохладные 4400 метров абсолютной высоты.
Оцениваю по теням высоту облаков и поражаюсь - я только на пол
пути до облака. То есть кромка сегодня на абсолютной высоте 6-7
километров!
Внизу догоняет в потоке Токарев, откуда то сзади подлетает Кузьмич
и уверенно, не останавливаясь, уходит прямиком в горы, по стрелке
GPS к ППМ, не взирая на отсутствие посадок и дорог. Так можно
сильно выиграть во времени, но риск сесть в горах с непредсказуемыми
последствиями очень велик. Безумству храбрых поем мы песню! Голубой
Дарт Кузьмича стремительно удаляется, быстро теряя высоту в мощных
минусах. Тем временем я тоже врезаюсь в сильнейшие -6м/с, полностью
выжимаю акселератор и удираю из минусов. 10,20,30 секунд - минуса
и не думают уменьшаться. Рельеф ощутимо приближается, с таким
катастрофически малым качеством я рискую не долететь до долины
и сесть на лес! Наконец минуса слабеют и я вхожу в широкий поток
над долиной. Оглядываюсь - на 5 км переход я потратил больше 2
км высоты. Никогда я не разменивал так легко и быстро столько
высоты. Здесь надо учиться летать. В
потоке меня догоняет незнакомый оранжевый параплан. Чуть сближаемся,
и я узнаю Олега Кушлевича. Впервые я вижу новое крыло АСА. Спокойно
и плавно уходим с ним вместе к растущему облаку над нами. Пока
набираем в потоке, есть время оценить ситуацию - впереди по маршруту
облака переразвились и закрыли небо, земля внизу в тени. Неясно,
можно ли набрать под такой облачностью. Справа по северному склону
ущелья идет одинокий параплан. Там еще есть солнце и склон работает,
но лететь там рискованно, если просесть ниже хребта. Идем с Кушлевичем
ровно посередине, под самыми перспективными кумулусами. Облака
не оправдывают надежд - вялые нули сменяются нисходящими потоками,
земля приближается и я направляюсь к огромной южной каменной плите.
В день облета эта стенка подарила мне хороший поток. Но сейчас
остывший в тени массив только продлевает мою борьбу за остатки
высоты. Вялые пузыри с него не дают набрать высоту. Через пять
минут с земли я наблюдаю посадку Кушлевича. Он садится в нескольких
километрах после меня. Сильное напряжение после трудного и долгого
полета снимает купание в прохладной воде Чуи. По возвращении узнаем
- финишировавших нет, но несколько пилотов довольно далеко вышли
в Чуйскую долину. За
день было две запаски - Костя Шевелев (Вжик) и Матута. Матусевич
попал в смерч на посадке, но успел бросить запаску и приземлился
относительно благополучно. Косте повезло меньше. Ситуация похожа
- мощный пузырь на небольшой высоте над скальным склоном, параплан
попадает в дискотеку и пилот бросает запаску. Высоты оказалось
слишком мало для нормального раскрытия запаски - Костя получает
перелом руки.
Несколько пилотов садится к нему на помощь. Среди них наш ученик,
Андрей Смирнов. Все кто сел на помощь пострадавшему получают хорошие
очки за этот день. Андрей взлетает до третьей позиции в таблице
и долго смущается, получая ироничные поздравления от Андрея Собетова.