СпортАвиаСервис\Статьи\Впечатления от поездок\Болгария 2008.
О нас
Новости
Начинающим
  Наши полеты
Помощь в освоении параплана
Помощь в овоении парамотора
 Снаряжение
Парамоторы
 Информация
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Схема проезда
Ссылки

Пишите нам sport_avia@mail.ru

телефоны в С-Пб

(812)983-47-50

8-960-2834750

Cнаряжение:

+7-904-5590090

Парамоторное направление:

8-904-5590090

Мы летаем в Углово - описание и cхема проезда на летное поле здесь

Погода в СПб от windguru.cz

Как читать прогноз от windguru.cz

Подарочный сертификат на полет на параплане в тандеме с инструкторомСертификат на полет в тандеме на параплане

 

Болгария 2008

Часть 1, Часть 2, Часть 3

20.08.2008 .  

наш маршрут 20.08.2008

Заезжаем на старт в сокращенном составе – Саша решил отдохнуть от полетов, Вадим приболел и слег с температурой.

Погода совсем скисла. На старте жарко, внизу тоже, градиента нет, долина работать не будет. Над горой Христо-Ботев и вершинами Старо Планины висят недоступные вспышки облаков, но туда еще надо добраться. Можно лететь только по хребту, а потому ставим вчерашний маршрут, только чуть короче – на запад ППМ не в Розино, а в Христо-Даново.

Стартуем. Дежурный поток с трудом дает 400 метров высоты. Потихоньку дрейфуем на восток и надолго застреваем перед Карлово. Высоты мало для хорошего перехода, мы можем просесть и приземлиться у Карлово, а посадки там неважные. Потому группу туда тащить я не хочу и мы мучительно долго трем сопли перед Карловским ущельем.

Спираль за спиралью мы накручиваем над елками и скальниками, прибор тоскливо попискивает, высота не растет. Через полчаса от монотонных спиралей, болтания на одном месте и безнадежности происходящего начинает подташнивать.

Уже давно пошел на посадку нетерпеливый Андрей, просел Влад, наконец, не выдерживает Витя и отваливается вниз. Я остаюсь один и сразу прыгаю через ущелье. На той стороне быстро нахожу пару хороших потоков и поднимаюсь над хребтом под кромку. Погода здесь улучшилась. Беру наш первый ППМ и возвращаюсь к старту. Здесь я встречаю упорного Влада, который смог вернуться к старту и мы вместе проходим остаток маршрута.

У меня пройдено 67 км за 5 часов, Влад пролетел чуть меньше - 46 км за 6(!) часов. Погода оказалась лучше ожиданий.

21.08.2008 - 22.08.2008 .  
DSC_0049.jpg

Дует плотный северный ветер, летать нельзя. Штурмуем средневековую крепость Аневска Кале, гуляем по Карлово, изучаем меню местных ресторанов.

DSC_0041.jpg
23.08.2008 .  

Маршрут на 23.08.2008

Влад стартует

Взлет

Взлет

Поселок Бегуницы

Поселок Баня

Над этими теплицами мы нашли отличный поток

После посадки

Погода шепчет – северный ветер стих, с утра над хребтом клубятся облачка, пора ехать на старт. Сегодня решаем разнообразить маршрут и выйти в долину – погода позволяет. Маршрут: первый ППМ как обычно, разрыв нашего хребта на востоке, затем Васил-Левски, Баня, Войнагово, Сопот, Христо-Даново, Сопот. Всего 71 км, при этом мы пересекаем долину на юг до хребтов Средней Планины.

Пока мы взлетаем, весь хребет накрывает мощная облачность. Мы быстро выкручиваем до кромки – 1400 метров над стартом. Облака хорошо работают и приближаться близко к кромке нельзя – может засосать. Несмотря на мои постоянные замечания, в облако влетает то один пилот, то другой. Поначалу наша группа идет достаточно плотно и быстро, несмотря на легкий восточный ветер. За Карлово Андрей вырывается вперед и чуть проседает, Витя как всегда идет своим путем где то в стороне, отстает Саша. Потому делимся – я со своими ведомыми Владом и Вадимом, которые плотно висят на хвосте, лечу к первому ППМ. А отстающая группа летит по хребту и срезает путь ко второму ППМ, решаем встретиться в долине. Мы берем ППМ, добираем до кромки перед выходом в долину и двигаемся ко второму ППМ. В это время замечаем вторую группу, она нашла отличный поток, показав его нам. Собираемся вместе все, кроме Вити – у него собственный план полета, он периодически выходит на связь. Добираем максимум высоты – 1300 м над стартом, это около 2300-2500 м над долиной, расходимся веером, что бы не пропустить поток и на переход.

Проходим Васил-Левски, планируем к Бане. Переход огромен – 10 км без единого плюса, да еще поперек ветра. Воздух спокоен, нет ни потоков, ни нисходняков. Над нами голубая дыра, облака стоят над Баней, но пока мы туда доходим высоты слишком мало, что бы ориентироваться по ним. Высота еще есть, метров 600 над долиной, но осторожный Саша начинает интересоваться, где садиться и как добираться обратно. И вот долгожданный поток, отличная тройка стоит над Баней. Группа четко и быстро выкручивает в ней, отстающих нет – опыт растет с каждым днем. Дальше без труда берем Войнагово, и все ближе поднимаясь к облакам, возвращаемся к старту. Здесь садится Саша, налетавшись. Вскоре за ним на посадку уходит Вадим. И здесь же к нам присоединяется Витя, пропадавший непонятно где.

Идем на запад к Христо-Даново. Ветер попутный, база высокая, идти легко. Близ меня держится Влад и Витя, чуть в стороне самостоятельно идет Андрей. В очередном потоке лихо поднимаемся до базы, отходим от хребта и планируем до Христо-Даново. Витя остается на хребте и двигается все ближе к нему. Я уговариваю Витю выходить в долину, ближе к нам – тщетно! У Вити как всегда свой план.

Проходим над Христо-Даново и разворачиваемся обратно к Сопоту. Теперь ветер из нашего друга стал врагом. Он встречный, довольно приличный и дует почти вдоль хребта. Пытаемся пробиться обратно к хребту, к мощным потокам. Но высоты мало, вместо нормальных потоков – рванина, которую сносит ветром и толком ничего не набрать. Пободавшись с ветром полчасика, мы с Андреем и Владом кучно садимся близ Карнари.

Витя находит себе приключения – увлекшись фотосъемкой перевала Беклементо, он обнаруживает, что его заперло ветром в горах и выйти в долину невозможно. Пришлось садиться на этом перевале, благо место для посадки там много.

Итого: я прошел 64 км, Влад и Андрей – 62, Вадим – 57, Саша и Витя – по 42 км.

Болгары интересуются нашими приборами

Проверка параплана

Проверка параплана

На параплане над Васил-Левски

Над Васил-Левски

В потоке

Вид на Карнаре перед посадкой

24.08.2008 .  

Параплан Спирит

Полет на параплане у горы Ботев

Полет у горы Ботев

Параплан Independence

Параплан Independence над перевалом Шипка

Перевал Шипка

Перевал Шипка

На параплане между облаками

На переходе между облаками

Гроза

Гроза

Утро нерадостно встречает нас сильной дымкой и высотной облачностью. Солнце еле греет сквозь плотное марево. Где то над нами невидимый истребитель разрывает воздух на пилотаже, его не видно, зато отлично слышно. Немногие парапланы слетают вниз, не пытаясь подняться вверх. Очевидно, нет смысла ехать наверх, однако мои орлы считают по-другому, и мы поднимаемся. Саша сегодня снова отдыхает от полетов и остается внизу.

Наверху все выглядит получше, но все равно безнадежно. Редкие пилоты взлетают и ненадолго задержавшись, проваливаются вниз. Решаем подождать. Вскоре небо стало расчищаться и засиявшее в полную силу солнце запустило дежурный термик. Улетел первый паравоз. Пора ставить задачу. Поскольку наша долина облетана вдоль и поперек, решаем лететь пока на восток до Шипки, а там видно будет.

Взлетаем. Прогрев только начался и потоки очень слабые. Андрею такие условия не нравятся и он идет на посадку. Остаемся вчетвером, выкручиваем 300-400 метров над стартом и на переход. Больше ждать нечего.

После первого перехода откалывается Витя. Пока я прощупываю потоки над гребнем, Витя спокойно пробивает неплохой плюс и летит к горам, откуда я только что скатился. Явная ошибка. Я врезаюсь в неплохой поток, показанный им. Витя упорно рыщет в минусах, несмотря на мои призывы вернуться. Вскоре мы с Владом и Вадимом уходим вверх в и отрываемся вперед от Вити.

Переходим Карловское ущелье. Здесь мы теряем Вадима. Неплохо выкрутив очередной поток, он отрывается вперед, но попадает в минуса и сливается в долину.

Остаемся мы вдвоем с Владом и потихоньку выкарабкиваемся на наш хребет Стара-Планина. Осматриваемся. Отличные кучевки висят над самой высокой горой в округе – Ботев и к востоку от нас, над горой Триглав и дальше к Шипке. Близ нас высоких потоков нет, над нашим хребтом небо ясное, облаков нет.

Потихоньку дрейфуем над хребтом, выскребывая все мыслимые плюса. Для перехода к Триглаву нужна большая высота, но ее нет, погода здесь еще слишком слабая. Перед главным переходом через разрыв хребта мы с трудом набрали 800 метров над стартом – это нормально для меня, но мало для перехода с учениками. Я колеблюсь, добирая в последнем термике, но все-таки решаюсь, идем на Шипку! Докручиваем с Владом поток, выдуваясь с ним в огромную яму между хребтом Стара Планина и горой Ботев.

Дороги назад уже нет. Против такого ветра вернуться невозможно, теперь только вперед! Сбоку проплывают обрывистые склоны горы Ботев, под нами устрашающие зубы скальников. Местность вокруг красивая, но очень неуютная, никаких посадок, дорог или людей.

Держим курс на освещенную ложку, на которую дует ветер – там должен быть поток. И он там есть! Великолепные +4 м/с уносят меня на желанную высоту. Чуть отставший Влад тоже врезается в этот поток, но начинает крутить слишком рано. Не там и не так обкручивает периферию термика, не найдя ядра. Отставание от меня всего в 10-15 секунд оборачивается 400 метровой разницей по высоте. Здесь, в этой яме нет права на ошибку. Теперь Владу не хватает как раз тех 300-400 метров высоты для длинного перехода.

Поток кончается и я направляюсь к Триглаву, а синий Гриф Влада пробивается к единственной площадке внизу, нещадно сливая высоту в минусах против ветра. Через десять минут он растворяется в серой дымке и пропадает из виду, а я поднимаюсь в потоке уже на другой стороне ямы, выше Триглава. Немного погодя слышу доклад по рации – Влад сел близ Калофера. Все остальные пилоты тоже на земле, теперь я свободен. Передо мной облачная улица до самой Шипки, в спину попутный ветер, поехали!

С ветерком, почти не крутя потоки, долетаю до Шипки. Неожиданно в пустынном небе меня догоняет какое то пилот на красном Independence . Покрутившись вместе, он отваливает в сторону и уходит в горы, на север. Как он там будет садиться? Мне с ним не по пути.

Прохожу над перевалом Шипка, любуюсь на памятник крепость наверху и иду дальше. За Шипкой на небе большая голубая дыра, термичка слабая и я проваливаюсь все ниже, сползаю с хребта и начинаю присматривать посадки. Сесть надо поближе к оживленным дорогам, что бы не выбираться сутками домой. Позади остался Казанлык – крупный город, из которого ходят поезда до Карлово. До большой трассы Бургас-София в середине долины мне не дотянуть. Впереди две деревушки, за которыми есть только пустые грунтовые дороги, поля и перелески. Посадка там обещает незабываемое и продолжительное возвращение пешком. Сдаться и сесть у деревни? Ну уж нет, еще поборемся. Высота метров 200, тяну на излете по ветру, надеясь зацепить хоть какой-нибудь поток. Напряжение растет, начинается агония и вот он, желанный поток! Долго молчавший прибор неуверенно пискнул, немного подумал и залился уверенной трелью – есть контакт подъема!

Восхитительные +4 м/с уносят меня обратно под разрастающееся облако. Я снова на коне, спокоен и чувствую себя орлом. Подо мной больше 2 км высоты. Насыщенное темно-синее небо и белоснежные шапки облаков здесь намного реальнее и ближе, чем далекая земля внизу, утонувшая в плотной дымке. Неосторожно приблизившись к безобидному небольшому облачку, я влетаю в него. Держу курс по GPS , ожидая, что сейчас оно кончится. Но проходит бесконечные пять минут, прежде чем оно выпустит меня из своих неуютных объятий.

Лечу дальше на восток, счетчик GPS наматывает пройденные километры. Я пролетел уже 75 км, хочется дотянуть до красивой цифры 100. Но наступает вечер, потоки слабеют и борьба за каждый сантиметр высоты идет не в мою пользу.

Сажусь, не долетев до сотни всего три километра. Справа осталось красивое озеро Жребчево, впереди город Твардица. А позади меня догоняет колоссальная гроза, сформировавшаяся из того облака, что так нелюбезно меня всосало. Быстро собираюсь и на редкость удачно и быстро возвращаюсь домой, сначала автостопом, затем поездом и наконец на такси.

На переходе к горе Триглав

На переходе к горе Триглав

Памятник на перевале Шипка

Памятник на перевале Шипка

Памятник Коммунизму

Памятник Коммунизма на хребте близ Шипки

Деревушки, близ которыя я чуть не сел

Озеро Жребчево

После посадки

25.08.2008 .  
 

Сильный восточный ветер. Совершаем баллистический слет с горы. Нас покидает Влад, у него билет домой на день раньше остальных.

 
26.08.2008 .  
 

Крайний день полетов. Саша и Витя отдыхают. А мы с Вадимом и Андреем совершаем финальный полет в Болгарии в этом сезоне. Снова по знакомой долине наматываем небольшой маршрут – у меня 51 км, у Вадима 41 и у Андрея 11.

 
Заключение .  
 

Налетались мы за две недели досыта, 11 летных дней за поездку – это много. Для всех это был очень результативный выезд. Я налетал 35 часов и 557 км суммарно, улучшил личный рекорд по дальности – 141 км (предыдущий 119 км – был тоже здесь в Болгарии) и по длительности полета – 7,5 часов. Ученики были более чем удовлетворены. Минимальный налет получился у Саши – 11 часов и 114 км пройденных маршрутов. И это притом, что у Саши это были первые маршрутные полеты. Неутомимый Влад налетал больше всех учеников – 27 часов и 286 км!

Но не только полеты оставили прекрасное впечатление – отличная погода, море, гостеприимство и радушие местных жителей запомнятся нам. До новых встреч, Болгария!

Хохлачев Руслан

 

Часть 1, Часть 2, Часть 3

.