Эта
гора стоит посреди сердца Башкирии, одиноко возвышаясь над окрестностями
и особняком от Уральских гор. Ее характерный вулканический силуэт
виден очень далеко со всей округи. Местные называют ее Шихан или
Кара-тау. Когда в детстве я впервые поднялся на нее, вид с вершины
поразил меня своей красотой. Величественные тени от облаков медленно
плыли по прекрасной долине реки Агидель, столбы солнечного света
яростно прорывались сквозь тучи, рисуя в воздухе и на земле неповторимый
узор. Свежеумытый пейзаж играл всеми красками после недавнего
дождя. Картина дышала такой свежестью и таким новым чувством трехмерности
пространства, что перехватывало дух. Хотелось разбежаться, оторваться
от земли и взмыть в этот мир солнечных лучей и свежего ветра,
наслаждаясь истинным Полетом. На дельтаплане... Или параплане.
В то время я еще толком не представлял, что такое параплан, но
зато точно знал, что хочу летать и взлететь с этой горы. Еще я
знал, что когда нибудь эта мечта осуществится...
Прошли
годы и мечта обрела крылья. То есть крыло - мой первый Rival 28.
Как в калейдоскопе пролетели полеты в Можайском и на Юце, в Домбае,
Дагестане и вот я снова в Башкирии, у моих родственников. Под
ногами выгоревшая трава вершины Шихана, на небе зарождающиеся
кучевки. Именно отсюда Витя Федоров поставил неофициальный рекорд
России, пролетев 143 км. Надеюся, я здесь тоже пролечу маршрут.
Вчерашняя попытка не удалась, наступшая криза, а следом гроза
сорвала мои планы. Раскладываю параплан, а в это время у горы
появляется орел и неспешными спиралями набирая высоту, исчезает
в свете солнца. Кажется, сегодня термичная погода. Один из местных
парапланерных авторитетов убежденно отговаривает меня лететь,
ему точно известно, что полдень - это слишком рано, а настоящая
погода здесь начнется через пару часов. Почему то я ему не верю,
застегиваю подвеску и одеваю варио. Порывы ветра в лицо говорят,
что пора лететь. Короткий разбег, огромная тряпка параплана распахивается
за спиной, превращаясь в крыло и отрывает меня от земли. Прибор
неуверенно попискивает - в воздухе явно что то есть, слабый динамик
притягивает ранние термики. Пока что потоки слишком слабые, что
бы с ними уходить. Наконец, после получаса подлетов я втыкаюсь
в небольшую еденичку и тихонько набираю высоту.
Вот вершина уже подо мной, высота медленно растет, ветер сдувает
за гору, пора принимать решение - рисковать, не рисковать? Все,
пути обратно нет. На вершину уже не вернуться, надо уходить на
маршрут, тем более что подъем продолжается. Высота приближается
к полукилометру, но тут предательски замолкает прибор - на индикаторе
минус. Потока больше нет, высота быстро тает, похоже я прогадал.
Малодушно рвусь назад к спасительной горке и снова попадаю в поток-еденичку,
который заканчивается на километровой высоте. Здесь весьма холодно,
особенно в сравнении с Юцой, в шортах не полетаешь. Зато, в отличие
от Юцы прекрасная видимость и кристально чистый горизонт, высота
совсем не ощущается. Вокруг холодно и пустынно. Парапланов в воздухе
нет, орлов тоже не видать. Едва заметные кучевки висят на совершенно
недосягаемой высоте - выше трех километров. Как искать потоки
- непонятно, приходится думать самому, А впереди уже вырастает
город Ишимбай, и перед ним единственный ориентир для потока -
небольшое горящее поле с дымом. Направляюсь к нему, где то по
пути ловлю поток и спокойно прохожу над Ишимбаем. Город
довольно большой и сверху видно, как кипит жизнь на его широких
проспектах. Интересно, видят ли меня его жители? Сразу после города
начинаются зеленые поля, куда мне лететь совсем не хочется. Зато
правее еще один город Салават и его заводы, склады с огромными
пустырями, прогретыми железными крышами и трубами. Где же еще
могут быть потоки? Но на переход поперек ветра тратится такой
запас высоты, что пора приглядывать посадку. Внизу приветливо
искрится русло Агидели с лесами вокруг, высоковольтки, какие то
стройки и развалины. Единственное приемлимое место для приземления
- на небольшом песчаном островке у берега реки. Почему все посадки
у меня такие рискованные? К счастью, удача не подводит и очередной
термик уносит меня на прохладную высоту. Новый
переход и я над заводом, высоты снова мало, но поток здесь не
может не сходить. На производстве рабочая суета - ездят игрушечные
погрузчики, ходят крохотные люди. На дороге останавливаются машины
и сигналят мне. Только бы не сесть тут. Завод наверняка военный,
а чем я не шпион-парашютист ? Вот и он, набор двоечка, полет нормальный.
Дальше прямо по ветру идет большая автомагистраль. Очень удобно,
проблем с возвращением не будет. Вдали по курсу виден новый город,
если дойду до него, будет неплохо. Полет проходит над плоской
как стол равниной, внизу пастбища с малюсенькими коровами, квадратики
полей. Отличная видимость для такого дня. На небе бурно развиваются
редкие кучевки, располагаясь почти в шахматном порядке, погода
как по учебнику. А далеко на востоке громоздятся башни кумулонимбусов
над Уральскими горами. Вот только по моему маршруту облаков нет,
впрочем высоты и так хватает. Прохожу
над городом Зирган, это скорее даже поселок городского типа. Левее
него расположилась весьма симпатичная горка. Наверняка на ней
никто не летал, нам бы такую в Питер. Я снова борюсь за высоту
на последних двухстах метрах и снова ферма внизу дарит мне великолепное
+4.5. Как приятно в энергичной спирали уходить к облакам под удивленные
взгляды пастухов с фермы. Высота 1750 метров, снова пейзаж в синеватой
дымке, облака вроде даже ближе ко мне. Еще столько же и я под
облаком. Интересно, доберусь я туда сегодня?
...Третий
час полета, полтора километра высоты, я изрядно замерз. В Башкирии
сильный градиент - сказывается континентальный климат. Очередной
город Мелеуз впереди по маршруту встречает меня всеми цветами
радуги очистных сооружений. Фиолетовое, зеленое и красное небо
отражается в огромных вонючих водоемах. Откуда то сбоку доносится
стрекот вертолета и сердце холодеет. Я не один раз сегодня нарушил
воздушный кодекс и мной могли заинтересоваться соответствующие
органы. Врагу не пожелаешь проверить спутку от вертолета... К
счастью, этот шум издает какой то форсированный "Кировец".
Наверно с впрыском метанола в цилиндры. Железнодорожная станция
Мелеуза рождает устойчивую двойку, надо мной наконец то набухает
свежая кучевка. Но видно не судьба мне сегодня прикоснуться к
облакам. Чуть выше километра поток разваливается, а кучевое облако
остается все таким же далеким в недостижимой синеве. Трасса подо
мной сворачивает и устремляется на Кумертау. Ну и мне туда же.
Внизу пролетает очередной поселок. Снова выскребываюсь с двухсот
метров, купол лихорадит от мелких пинков, нормального потока все
нет. На 100 метрах захожу на ферму, последняя надежда на нее.
Почти пробегаю по шиферу крыши коровника, едва переползаю над
высоковольткой и плюхаюсь на луг. Газель, остановшаяся посмотреть,
как падает парашютист, разочарованно уезжает.
Как приятно все таки очутиться в тепле после трех с половиной
часов холода высоты и пронизывающего ветра. С облегчением снимаю
перчатки и летные доспехи. В заложенные от перепада высот уши
врывается стрекот кузнечиков, крики птиц и прочий земной шум обычного
летнего дня. 82 километра по прямой и 90 км, если считать города
за ППМы - неплохо для первого маршрута на новом месте.
Возращаясь обратно в междугороднем автобусе, я заснул от зверской
усталости и наверно поэтому не переживал, что сел в самый разгар
летной погоды. Для сильного пилота наверно не было бы проблемой
улететь за 150 км в тот день. От таксиста, подбросившего меня
последние километры, я случайно узнал, что наш рекордсмен Витя
Федоров тоже ушел на маршрут в тот день, но пролетел меньше.
Остается добавить, что Башкирия весьма перспективное место для
равнинных полетов, а гора Шихан идеально подходит для альтернативы
Юцы. И очень разочаровал меня фотомагазин Красноярска, куда я
по неопытности отдал пленку из Башкирии. Такого ужасного качества
проявки и блеклых фотографий я не видел еще нигде.