Озеро Охрид хорошо подходит для отработки нештатных режимов полета параплана - SIV-курса
Ну вот и закончился наш СИВ-курс в Македонии над красивейшим озером Охрид. Постепенно уму возвращается безмятежность. Полученный в экстремальном режиме навык усваивается, становясь нашей неотъемлемой частью, опытом. Все остались живы (в чем конечно никто не сомневался), и целы (в чем я лично тоже не сомневался, но за других говорить не стану). Да что там! Никому не придется даже покупать новые приборы и рации, за что отдельное спасибо пресной воде озера.
Изначально принятие решение о поездке на СИВ-курс для меня не было на сто процентов определенным, скажем три четверти "за" и одна четверть "против". Дело в том, что в парапланерном сообществе есть обладающая значительным авторитетом группа "ортодоксальных" пилотов-маршрутников, считающий СИВ "ересью", то есть чем-то не только не полезным, но и вредным. Главный их аргумент прост: СИВ приводит к формированию у недостаточно опытного пилота ложной уверенности в себе, потере осторожности и прочей бдительности (ну типа "страх потерял", "море по колено" и т.д.). Спорно, поскольку перечисленные качества свойственны людям и без СИВа, причем разным людям в совершенно разной степени. Ну, к другим в голову не залезу, а за себя сказать теперь могу.
Параплан выходит в зону над Охридским озером для SIV-курса
Начинаем отработку режимов, поехали - фронталка!
Кстати, совсем забыл оговориться, что весь сыр-бор касается исключительно тренировки срывных режимов, поскольку относительно пользы отработки сложений и методов быстрого спуска среди пилотов полное согласие!
Итак я срывал крыло... несколько дней подряд я срывал свое замечательное крылышко, превращая его в какую-то жуткую тряпицу с характером бешеного барана. Никогда не видел бешеных баранов, но уверен, что ведут они себя именно как сорванный параплан! И конечно же тренировки изменили мое ощущение крыла, не могли не изменить. В первые дни внутренности начинали неприятно сжиматься еще на старте... хотя нет, еще во время езды по серпантину... ай ладно, правду скажу: сжимались они еще за завтраком! А вот к двум крайним дням негативочку уже прям-таки хотелось сделать, а задний свал стал даже чем-то вроде отдыха после "жутких" негативок. Ведь как говорит Руслан: "высоты осталось уже мало - поэтому выполняем задний свал"! или "ладно, сделай еще задний свал и заходи на посадку"!
...ассиметрия! Параплан ведет себя хорошо.
Задний свал параплана - клеванты тянем, тянем...
Так, а что там с формированием неадекватного отношения к опасности? А ничего! Вот как я боялся подлетать близко к скальнику, так и боюсь. Более того, в эту поездку я до последнего дня держался от скал даже дальше обычного, чтобы сэкономить свой "ментальный заряд" для режимов. Говорю про скалы потому, что это мой главный "параужас". Думаю, что у каждого он свой, ведь есть и облака и "болтанка", и нештатные посадки и "паровоз" из нескольких десятков пилотов, опасностей хватает. Но повторю: умение делать негативку у меня не трансформировалось в желание подлететь ближе к утесу или затянуться в облако!
Про отсутствие вреда вроде сказано, разобраться бы теперь с пользой. Ведь неугомонные "маршрутники-ортодоксы" в один голос заявляют, что шанс сорвать крыло в реальных условиях стремиться к "нулю", а потому и толку нет от тренировок. Принимаю на веру! Не с моим налетом спорить! Срыв почти невозможен и это прекрасно! Правда есть еще "пампинг"... но то такое... в общем хрен с ним, с "пампингом"... забыли! Вот лично мне опыт срывных режимов помог раскачать винговер! Если "до", доходя до кренов, когда начинает разгружаться одна консоль - я "ужасался" и сделав 1-2 "качка" выходил, что называется, стыдливо из режима! То "после" меня это напрягать совершенно перестало, срывные режимы дали прочувствовать предельные состояния крыла. И когда я почувствовал, что до них еще далеко - винговер пошел! Хорошо пошел! Прямо "кайфушечка", как пошел! А вот тут вот неожиданно и польза нарисовалась: ведь винговер это удовольствие, а удовольствие это эндорфины, а эндорфины это ЗДОРОВЬЕ и ДОЛГОЛЕТИЕ!
Так что ВСЕ НА СИВ!!!
Сергей Матюшин
..еще секунда и красивый силуэт параплана превращается в бесформенную тряпку