Часто в хороший летный день можно наблюдать одинаковую картину. Опытные пилоты готовятся, делают 1-2 затяжки и быстро уходят под облака. В то же время как неискушенные пилоты раз за разом стартуют, пытаются зацепиться за термики, немного задерживаются в воздухе, и спускаются на землю. Они обвиняют ветер или штиль, потоки, лебедку, неправильных операторов, параплан, черта в ступе, вместо того, что бы проанализировать свои полеты и сделать выводы. Причина их быстрых спусков – одни и те же ошибки, которые постоянно повторяются. В этой статье будут рассмотрены основные принципы поиска и обработки термиков на малой высоте, на примере поля Углово.
Перед взлетом
Перед полетом всегда стоит оценить вероятность ухода в данное время и погоду. Время термической активности в средней полосе России – примерно с 11:00 (иногда с 10:00) до 16:00-17:00 (иногда до 20:00). Пик термической активности – с 12:00 до 15:00, это оптимальное время для взлета. В первой половине дня потоки, как правило, бывают чаще, но они слабые и поднимают невысоко. Во второй половине дня потоки набирают силу и высоту, но становятся реже.
Основные признаки парящей погоды описаны во множестве публикаций и их рассмотрение выходит за рамки данной статьи. Опытный пилот, приезжая на поле внимательно наблюдает за небом, птицами, летающими парапланами, оценивая турбулентность воздуха и силу потоков. Особенно внимательно следят за парапланами в воздухе непосредственно перед своим полетом. Крутящийся в потоке параплан – 100% гарантия термика. При слабом ветре в один поток может попасть 2-3-4 пилота подряд.
На затяжке
Хорошую термичку ощущаешь уже на затяжке. Неспокойное поведение крыла, забросы скороподъемности говорят о хорошей парящей погоде. Естественно, пилот при этом должен четко держать курс, парируя все возмущения, иначе оператор будет сбрасывать тягу и затяжка будет низкой.
Если на буксировке пилот попадает в хороший поток и высота позволяет его обработать (минимум 150 м), надо отцепляться и крутить поток. Естественно, перед отцепкой надо дать сигнал (маханием ногами) оператору об отцепке и убедиться, что тяга сброшена. Затягиваться до конца, а потом искать пробитый поток сложно - слишком много высоты уйдет на поиски, можно его и не найти. Отцепляться на малой высоте тоже не стоит, слишком сложно будет обработать термик неопытному пилоту, а на высоте менее 100 метров даже опытный пилот вряд ли его раскрутит.
В полете
Затяжка закончилась и наступает время искать поток. Если сразу после отцепки пилот попадает в термик, то это идеально. Его можно сразу крутить. Но так, к сожалению, бывает не всегда. Обычно его надо искать.
Самые верные признаки потока – поднимающийся неподалеку параплан или парящие птицы в спирали (в Питере это чайки или орлы). Лучше всего увидеть их под собой или в крайнем случае на одном уровне, тогда поток легко найти. Если же параплан или птицы находятся намного выше, то надо делать поправку на ветер, учитывая скос потока. Неопытные пилоты часто делают ошибку, пытаясь найти поток прямо под поднимающимся парапланом. При этом вместо восходящего потока они попадает в его подветренную часть, в нисходящуюю зону. Правильно в таких случаях вести поиск потока, против ветра относительно поднимающегося параплана, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1
На рисунке показан один параплан в восходящем потоке и три параплана, которые к нему спешат. Параплан N1 находится на одной высоте с набирающим парапланом в точке А. Выше него находятся парапланы N2 и N3. Пока все три параплана летят к потоку, параплан в термике успевает подняться до точки Б. При этом параплан N1 оказывается под ним. Искать поток прямо под поднимающимся крылом бессмысленно, под ним потока нет. Надо протягивать против ветра, как показано на рисунке. Параплан N2 подходит к парящему крылу на одной высоте и ему легче всего найти поток. В самом выигрышном положении находится пилот параплана N3. Если он правильно угадает скос потока, он будет всегда выше парящих пилотов внизу. Но даже если скос не удается определить, достаточно держаться прямо над этими поднимающимися парапланами и рано или поздно его поток найдется.
Конечно непросто угадать скос потока и быстро найти подъем под крутящимся парапланом. Ведь угол скоса потока зависит не только от силы ветра, но и от его скороподъемности. Но даже если пилот точно угадал траекторию схода термика и ищет его правильно, он все равно может его не найти. Просто потому, что поток уже закончился.
Когда в воздухе нет явных признаков потока, надо искать их на земле. Очень помогают дымы от горящих полей, из труб домов, особенно в слабый ветер. Если дым вяло стелется вдоль земли по ветру, потока нет. И наоборот, когда дым идет горизонтально, а потом поворачивает вверх - это верный признак оторвавшегося термика. Иногда дым может идти не по ветру, а под углом, даже против ветра - его подсасывает сходящий рядом термик. Опытный пилот сразу спешит к этому месту.
Что делать, если нет явных признаков потока поблизости? Ориентироваться по небу и лететь к ближайшей кучевке не стоит - обычно облачные потоки начинают работать не ниже половины от высоты базы облаков, то есть от 500-1000 м. Поиски потоков на малой высоте ведут по земле, "читая" рельеф местности. Следует оценить окрестности, найти ближайш ий триггер потоков и искать подъем над ним. Триггер и близлежащая местность должны быть хорошо освещены и не закрыты тенью от облаков. Возможно найти термик над теневой местностью, если тень нашла совсем недавно и земля еще не успела остыть. Иногда тень от облаков срывает термики.
Характерные триггеры на поле в Углово показаны на рис 2, в красных зонах. На рисунке отмечены:
1. Ангар рядом с бетонкой и сама бетонка
2. Кладбище
3. Песчаный карьер
4. Складские постройки
5. Лесополосы на поле
Рисунок 2
Естественно, термик может сходить и не с триггера, например прямо с поля. Но вероятность найти плюс над триггером гораздо выше. Планируя долет до триггера, надо рассчитывать свою глиссаду так, что бы искать термики над ним с учетом сноса ветра и было достаточно высоты для обработки потока. На высоте менее 100 метров выкрутить термик может только очень хороший пилот. Ниже 100 метров пытаться обрабатывать потоки опасно для новичка. Часто от начинающих пилотов можно услышать, что держит над тем деревом или над дорогой или еще где то на 20-30-50 метрах. Им кажется, что такие плюсы можно обработать, но это маловероятно. На такой небольшой высоте воздух кипит, в нем много маленьких пузырей, которые еще не успели слиться в хороший поток. И если параплан в таком пузыре держится 2-3 секунды, это не значит, что в нем можно набрать высоту.
Стратегия поиска потоков в штиль и в ветер несколько отличаются. Главное правило парящих полетов – с любой точки траектории полета должен быть долет до безопасной посадки, причем с запасом. В штиль это условие выполнить легко – ветер не сдувает и глиссада параплана достаточно пологая, так что можно безопасно искать потоки над любым триггером, который доступен. Совсем иначе бывает в ветер. Из-за малых скоростей параплана, его глиссада против сколько ни будь значительного ветра значительно круче, чем по ветру. Пилот обязан это учитывать в полете и стараться искать потоки против ветра от точки отцепки. Если после отцепки пилот развернется по ветру и потом найдет поток, он наберет слишком мало высоты перед тем как его снесет по ветру от летного поля. На рис. 3 показаны траектории двух парапланов после отцепки, нашедших потоки против и по ветру.
Рисунок 3
Первый пилот, который искал поток против ветра, нашел его и обрабатывал, сносясь вместе с ветром. Он набрал большой запас высоты к моменту невозвращения на летное поле. С большой высоты выбор доступных посадочных площадок значительно расширяется и если нельзя вернуться на летное поле, пилот все равно может спокойно обрабатывать поток.
Второй пилот искал и нашел поток по ветру. У него будет гораздо меньший запас высоты в момент невозвращения и если по ветру не будет близких посадок, пилот будет вынужден бросить поток и возвращаться на старт. Продолжать обрабатывать поток и сдуваться в зону в таких условиях - крайне опасно и безответственно. На нашем поле в Углово при большинстве направлений ветра поле окружает деревня или лес, и каждый пилот должен учитывать это при обработке потоков. Были случаи, когда пилоты увлекались и сносились низко с термиком на деревню, а потом теряли его. Это приводило к опасным посадкам на деревню и озеро.
В потоке
Но вот долгожданный поток найден, варик пищит, что дальше? Во первых надо оценить размер потока. Если прибор пропищал 1-2 секунды и смолк, это пузырь, который нельзя обработать. Задерживаться не стоит. Но возможно где то рядом сходит хороший термик, и надо сделать поисковую спираль. Если же писк прибора не прекращается и даже нарастает, необходимо лететь прямо, "протягивая" термик, пока писк не начнет уменьшаться. И именно в этот момент надо разворачиваться и обрабатывать поток. Как его обрабатывать и центровать, описано в многочисленной литературе. На первых порах новичку не стоит увлекаться центрированием потока. Достаточно того, что бы прибор пищал и высота росла, пусть даже и не так быстро, как это было бы у опытного пилота. Пытаясь отцентроваться без хорошей техники пилотирования, новичок размажет свою спираль и потеряет поток.
Если поток слабый и высота растет медленно, нельзя бросать такой поток. Даже если половина спирали проходит в плюсе, а половина в минусе, но суммарно подъем все таки есть, надо крутить и пытаться отцентровать термик. На высоте 200-400 метров, на которой обычно заканчивается затяжка, второй шанс найти поток вряд ли будет. А слабый плюс часто перерастает в мощный поток. Естественно, работая в таком вялом потоке надо учитывать, что его быстро сносит ветром. Чем сильнее ветер и слабее поток, тем больше его сносит и раньше его придется бросить, если сдуваться за поле нельзя. В штиль же можно обрабатывать любой поток, даже висеть в нулях, выжидая хороший подъем.
Немного о технике пилотирования. В турбулентность и сильных потоках начинающие пилоты часто не могут сделать хорошую и компактную термическую спираль. При любом движении купола, каждом ударе термички они прекращают поворот, выполаживают спираль и смотрят на крыло. Крыло раскачивается без грамотной компенсации. Спираль получается размазанной, неправильной угловатой формы, с прямыми участками и несколькими разворотами. За две-три таких спирали поток теряется безвозвратно. Другая крайность - чрезмерно энергичная спираль, переходящая в крутую. Скорость снижения в ней значительно возрастает и превышает скороподъемность потока.
Причина таких неправильных спиралей состоит в плохой "влетанности" в купол и отсутствии техники активного пилотирования. Пилот должен нарабатывать ее, постоянно летая, отрабатывая виражи и упражнение по раскачке и компенсации раскачки купола.
Маршрутные полеты
Пилот, освоивший парящие полеты и уверенно выкручивающий под облака, может переходить к маршрутным полетам. Просторы Ленинградской области и окрестности Углово позволяют делать безопасные маршруты в районе 25х20 км. Схема воздушного пространства и места безопасных посадок показаны на рис.4
Рисунок 4
С запада и севера от Углово находится запретная зона Ржевского полигона и леса без посадок и дорог. Туда лететь нельзя.
На восток можно лететь около 14 км до Ириновки, везде есть безопасные посадки. Можно долететь и до Ладоги, но финальный участок около 7 км проходит над лесами и садоводством без нормальных площадок. Долететь до Ладоги (до Коккорево) и вернуться обратно крайне сложно.
На северо-восток безопасно лететь около 15 км за Лепсари. Дальше опять же лес и Ладога. При этом северо-восточное направление хоть и имеет дороги, но местность малолюдная и выбираться оттуда сложно.
На юго-восток можно лететь до завода Форда около 9 км, дальше 13 км леса до Невы.
На юг и юго-запад наибольший простор для полетов - около 22 км до окрестностей Мяглово, отличная сетка дорог и посадки. Дальше на юг к сожалению лететь нельзя - там начинается зона подхода Пулково. С юго-запада так же зона ограничивается территорией города. Над Санкт-Петербургом за КАД залетать нельзя.
Таким образом, летать маршруты из Углово сложно, но можно. Наилучшие условия для этого - термичная штилевая погода, когда можно летать маршруты с возвращением и треугольники. Наилучший маршрут из Углово на май 2009 года - 53 км по маршруту Углово-Разметелево-Всеволожск-Углово-Ириновка (рис 5.).