Летайте маршруты, вам понравится!
|
Разговаривая с другими пилотами и вспоминая себя полтора года
назад, я поняла, что многие считают маршрутные полеты, а тем более
соревнования, очень сложными, опасными и вообще не для простых
смертных. Я хочу убедить таких пилотов, что при соблюдении очень
простых условий, вы сможете быстро научиться летать маршруты и
поймете, что это не только достаточно просто, необыкновенно здорово
и красиво, но часто безопаснее полетов в динамике.
На своем примере я хочу показать, как соблюдение этих условий
приводит к успеху, и наоборот.
Итак, сложнее всего решиться. Я приехала на Юцу летом 1998 года
под конец Чемпионата России. Имела при себе параплан Альбатрос.
Он очень устойчив, но сшит из тяжелой тряпки и имеет средние летные
характеристики. В общем, учебный купол для первых полетов. Как
и подавляющее большинство Можайских пилотов (Можайское - дельтадром
под Санкт-Петербургом), я считала, что термичка - это зло, и собиралась
летать по вечерам в "молоке". Однако, просидев два дня
в лагере и посмотрев на исчезающих за горизонтом пилотов, мне
стало до того скучно и противно, что я решила: пусть я умру молодой,
но такое прозябание не для меня. И, одолжив прибор, полезла днем
на горку. Мне повезло, погода была чудесная, с легким западным
ветерком и небольшими аппетитными кучевочками. Правда, соревнования
кончились, и на старте я была почти одна. Показывать термики было
некому. Все мои знания о маршрутных полетах ограничивались следующими
постулатами: "если ветер стихает, а потом опять начинает
дуть - стартуй" и "три секунды пищит - поворачивай".
Несмотря на ограниченность этих изречений, я пролетела таки 7
километров, чем была чрезвычайно довольна.
Вообще, первый высокий полет запоминается навсегда. Горка сливается
с пейзажем, ты отрываешься от рельефа и от действительности, возникает
опьяняющее чувство необъятности пространства. Как же это отличается
от полетов у склона! Кажется, так можно улететь за край света.
Но все хорошее кончается, ты садишься, и сразу хочется опять туда,
к облакам.
Однако, отпуск кончился, пора уезжать. Но теперь меня трудно
было удержать на земле. И, уволившись с работы, я поехала в Алма-Ату,
на Чемпионат СНГ. Тут меня ждало полное разочарование. Каждый
день я с завидным постоянством сидела под горкой и сквозь слезы
смотрела на уплывающих вдаль пилотов. Повторить попытку невозможно.
Высота старта 900 метров, пешком не взойдешь. Тот единственный
день, когда я пролетела таки 11 километров, отменили, и соревнования
закончились для меня нулем в итоговом протоколе. Есть от чего
придти в отчаяние. Все мои комплексы вылезли из подземелья и зацвели
буйным цветом. Если уж я для чего и рождена на свет, то уж во
всяком случае не для полетов на параплане. Я бездарность. Но что-то
внутри не хотело мириться с этим очевидным фактом. Может, все-таки,
были объективные причины неудачи? Зима длинная, есть время подумать
и поанализировать. И я решила, что а) мне нужен новый параплан,
б) начинать надо не в Алма-Ате, а на Юце.
Если второй пункт был вполне выполним, то над первым пришлось
изрядно потрудиться. С большим трудом продав Альбатрос в рассрочку
и заняв денег у мамы, я поехала автостопом в Чехию. Спасибо большое
Сергею Елизарову, который мне очень помог, и вот я счастливый
обладатель параплана MAC-Vision. (На этом месте могла бы быть
Ваша реклама).
На Юце облетываю в вечернем динамике свое приобретение. Кто не
летал на плохих парапланах, меня не поймет. Какой кайф! Выходит
с песнями, тряпка шуршит, параплан летит (еще и выше всех!), а
маневренность! И это при удлиннении как у Альбатроса - 4,6, т.е.
при той же стабильности.
Теперь я думаю, участвовать ли мне в Чемпионате Москвы или вначале
потренироваться. Но, поговорив с организаторами, я поняла, что
вне соревнований шансов полетать днем, да еще вместе со всеми,
у меня нет, и заплатила стартовый взнос. ЧМ прошел для меня с
переменным успехом: три улета чуть за L0, одно сдутие за гору
и один неплохой полет за Есентуки (19 километров), мой личный
рекорд на то время. Кажется, мечты сбываются. Итак, перед Чемпионатом
России я имела в запасе несколько маршрутных полетов и рекорд
в 19 км. Не очень густо.
ЧР был очень представительным. Приехали почти все рейтинговые
пилоты. Просто шагу не ступить, обязательно столкнешься с какой-нибудь
знаменитостью.
Первое упражнение поставили 46 км до цели с возвращением. Для
многих, как и для меня, это звучало как "с извращением".
Однако, на деле оказалось все не так уж плохо. Я пролетела 12
километров против ветра, а 6 человек дошло до финиша. Тогда я
была довольна своим результатом. В тот первый день Чемпионата
я и подумать не могла, что теперь умею летать, и эти 12 километров
будут моим худшим результатом.
В следующий летный день ставят 50 километров до цели (Бекешевка).
Легко обрабатываю поток у горы и почти без проблем долетаю до
Бекешевки, но высоты - почти километр, куда ее деть? Сдуру пошла
под ветер ее сбрасывать, да не смогла пробиться обратно и плюхнулась
в 100 метрах в стороне от финишного створа. Да уж воистину "угадала
все буквы, но не смогла прочитать слово"! Но все равно, 50
километров я пролетела, а потерянные за "не-финиш" очки
меня на то время совсем не волновали.
Следующие два дня прошли в грозовых и предгрозовых условиях.
Описывать их и спорить о действиях судей я не хочу, об этом говорено-переговорено,
да и цель моего повествования совсем другая. Лучше расскажу, что
было потом. А потом у меня поперло. Два дня подряд ставят Бекешевку,
и оба раза я на финише! Первый из этих дней вообще был лучшим
днем Чемпионата: на финише - 22 участника, плюс добрая дюжина
расселась в непосредственной близи от него. Как сказал Круглов,
"погода такая, что подбрось кирпич повыше - до финиша долетит".
Перед заключительным днем я на пятом месте. Вот уж чего не ожидала,
так это этого! Но в крайний день я сплоховала, даже до Есентуков
не долетела, и по итогам Чемпионата России была одиннадцатой.
Что ж, тоже неплохо для чайника.
Если кто-то нечаянно подумал, что это только я такая талантливая,
так могу вас уверить, что это не так. Просто подробно рассказать
я могу лишь о себе. В этом году на Юце я видела массу пилотов,
которые совсем не имея опыта маршрутных полетов, пролетели сразу
по 30-40 километров!
Так что же все-таки гарантирует успех ? Каковы те условия, о
которых я говорила в начале? Они просты.
Первое. Вы должны летать на параплане подходящего для вас класса.
В 90% случаев это Intermediate (последних 2-3 лет выпуска). Учебный
купол не даст вам нужных летных качеств, а спортивный будет держать
вас в постоянном напряжении и страхе.
Второе. Летать в благоприятных для начинающего условиях, т.е.
местах с хорошей термичкой, с достаточно высокой горкой и возможностью
делать несколько стартов в день. В России лучшего места, чем Юца
не найти.
Третье. Наличие сильных спортсменов. Идеально - участие в соревнованиях.
И действительно, в хорошую погоду и при наличии сильных пилотов,
не улететь практически невозможно. Термики тебе показывают, нужно
только стартовать когда все и, если выпадаешь, возвращаться туда,
где все. Вот и все. Конечно, нужно пытаться анализировать самому,
но право на ошибку всегда остается, в крайнем случае можно, сев
внизу, зайти на горку и попытаться еще раз.
Однако, хочу еще раз повторить: если у вас мало опыта полетов
в термальных условиях, не покупайте High -Performance -ы и Competition-ы.
Там же, на Юце, я видела пилотов, которые просто сдавались, уставая
бороться со своими строптивыми лошадками, или не выходили на старт
вовсе! И их результаты были часто хуже, чем у тех, кто летал на
Intermediate.
В общем, всем тем, кто еще сомневается. Приезжайте в следующем
году на Юцу на соревнования. Не пожалеете!
Пипина Екатерина