Восьмого числа опять целимся на Мекегинский перевал. С утра день не очень задался, с первого хребта поехали на второй, чуть подальше (тут не дует!). Там сидели, жевали сухой паек и любовались Главным Кавказским хребтом (в одной стороне) и панорамой долины и большого села Леваши (в другой). Никто кроме Руслана не летал (тут дует!). Впрочем, кажется, летал еще Максим.
Поехали обратно на первый хребет. И вот тут дело наладилось. Погода была в меру сложная. На вершину садиться инструкторы не рекомендовали (я бы сказал, что в принципе можно, но...) Короче говоря, отрабатывали полеты в динамике с турбулентностями, ловили всяческие пузыри (по возможности), а потом шли на посадку вниз, к дороге. Лично мне тот летный день дал много. Хороший контраст со спокойным динамиком на Пушкин-тау, когда, бывало, начинаешь искать на воображаемом подлокотнике подвески кнопку - ну что же не несут прохладительные напитки? Впрочем, и на Пушке не всегда все так уж просто.
Итак, сегодня - маневрируем в сложном динамике, боремся с раскачкой и подсложениями, садимся в цель. Облако, плотное, как одеяло, пошевеливается где-то совсем рядом и грозит закрыть посадку. Впрочем, за ним следили во все глаза: оно было хоть и близко, но непосредственной угрозы не представляло.
А вот и образцовая посадка в исполнении Екатерины:
К сожалению, именно в этот день в группе случились сразу две травмы. Об одной из них я, признавая субъективность своего взгляда, рискну рассказать подробно. Итак, посадка. Относительно ровное чуть наклонное поле, втиснутое между дорогой и высоковольткой. Если правильно выстроить глиссаду, то на посадке - никаких проблем. Ну разве что - боковой ветер, развернуться против ветра геометрия площадки не дает. Я раз попробовал, так вынужден был сесть выше, прямо на обочину дороги. Не слишком красиво сесть, прямо скажем.
Но что же происходит на посадке реально? Большинство пилотов подходят к этой площадке с большим запасом высоты, что объяснимо. Высоту надо сбрасывать. Наиболее естественный маневр для этого - восьмерка где-то за сотню метров до "порога". Трудно ли вписать эту восьмерку в данном месте? В общем-то, нет. Но... Расскажу по своим ощущениям.
Подходишь (уже зная, что перелет) несколько правее, прижимаясь к склону. Оцениваешь, сколько высоты надо потерять, заходишь на восьмерку, и тут-то... Ты еще в половине первого разворота, еще надо завершить его и заложить второй - а высоковольтка уже вон она, впереди и почти рядом! Что делать? Первое движение - прекратить маневр, выйти на прямую! Пусть и перелет, но безопасность, как нас учат - превыше!
Верно. Превыше. Но в площадку тоже надо попасть, и это тоже - безопасность (дальше местность менее ровная, не надо туда лететь без нужды). Так вот. Восьмерка тут вписывается прекрасно, я же сам это оценил. Что же сделать, чтобы она не пугала? Надо, дорогой товарищ, иметь план полета. И план маневра. Я всегда (писал уже об этом, вот и повод повторить) должен представлять, что буду делать в ближайшие несколько секунд. Представлять внятно и реалистично. Мне помогает вот что: воображаешь себе такой лучик - розовый, яркий, как луч лазера в тумане, только гнущийся. Рисуешь этим лучиком свой предстоящий маневр, вешаешь эту фигуру в воздухе. Радиусы реальны? Да. Хорошо. А все ли ладно? Нет, дальняя петля как-то слишком уж близко к проводам. Неожиданный порыв ветра, и... Хорошо, подожмем фигуру метров на тридцать-сорок. Теперь выход хорош? Да. Радиусы разворотов по-прежнему реальны? Да. Ты стоишь в начале фигуры, готов ее описать, как нарисовано? Да. Ну вот и славно. И как только я убедился, что в заложенные радиусы действительно вписываюсь - все страхи прошли.
Некоторые психологи предостерегают от увлечения планами. Уверяют, что-де дают планы излишнюю жесткость поведения, ригидность по-ихнему. Не так, мол, надо. Планируй, мол, только на один шаг! Делай шаг и смотри, приблизился ты к цели? Да - еще шаг. Нет? Остановись и подумай. И сделай шаг в другую сторону. Даже название дали красивое: TOTE. Test-Operation-Test-Exit, во как! Убедительно, дорогие психологи... Вы мне покажите, как у вас получается "остановиться и подумать" в воздухе, а потом мы с вами еще побеседуем.
Тут мне более, нежели многомудрые психологи, нравятся дуболомистые вояки. "Лучше принять неправильное решение, чем не принять никакого!"
Так вот, Саша прошел цель с перелетом. В какой-то момент Руслан крикнул ему "Возьми правее!", что можно было понять и как совет сместиться дальше от ЛЭП, и как рекомендацию сесть с другого курса. Можно ли было развернуться и снова зайти на цель? На мой взгляд, в тот момент еще можно. ...Но секунды идут, высота падает. Саша начал правый разворот (влево было идти некуда, провода рядом). Еще пока все нормально. Еще можно, закрутив разворот поэнергичнее, вписаться в площадку и успеть выровнять полет до касания земли. Можно предпринять и другое. Еще секунду постоять в этом развороте - а потом быстро, с кача начать разворот влево. Кажется мне (а я стою у края площадки и слежу), что этот вариант был вернее всего. Впрочем, сейчас, когда уже есть разбор по видеозаписи, я соглашусь с инструктором: для пилота данного уровня безопаснее всего было, сместившись правее, снова взять курс вдоль площадки и спокойно снижаться прямо, перелетая ее. Дальше тоже можно сесть. Но на любой маневр надо решиться. Ну нарисуй, нарисуй ты себе траекторию лучиком!
Нет. Не решился. Стоять в прямой, утыкающейся в склон, показалось менее страшным вариантом, чем энергично крутить в 20 метрах над землей. Может, и так можно было сесть, грамотно уйдя с касания на парашютный кувырок... Момента касания никто не видел. Сначала - по рации "Все нормально!" "Забрать тебя?" "Нет, погодите, в себя приду!" И только потом, когда наш автобус снова забрался на вершину - "У Саши подозрение на травму".
Наш верный Магомет везет Сашу в ближайшее село с медпунктом. Погода заметно стихает. Полеты продолжаются, вот уже можно спокойно висеть в динамике, ничего не боясь. И - вторая травма. Андрей (не тот, что помощник инструктора из лебедочной команды - второй) садится по всем параметрам нормально, бежит, спотыкается... Перелом. Просто очень-очень не повезло. Что же неладно, что за день такой? Верна ли рекомендация не летать в день ЛП, даже нестрашного? Трудно сказать, трудно... Лично мне такой пиетет перед Фатумом не по душе. "Быть суеверным - не к добру, примета такая есть."
Возвращение было довольно беспокойным. Затемно въезжаем в Избербаш, ищем больницу. Она "вот здесь, рядом", но точного адреса никто не знает. Доставляем одного травмированного. Вызываем другую машину, где едет второй пострадавший. Надо прибыть... куда? Впору наводить шофера по GPS-координатам. Стоим всей толпой у входа в больницу. И с ужином надо что-то решать - уважаемая Фатима ждет нас в столовой, переживает, а время позднее, ее бы домой отпустить. Связи со второй машиной все нет...
Тут был единственный за поездку случай, когда мне все же пришлось вспомнить эту связку: Дагестан - теракты. Когда я, весь из себя колоритный, бежал встречать "Газель" с Ибрагимом за рулем и пострадавшим Сашей, мудрено было не обратить на меня внимание. Явно нездешний тип, с фонариком на голове и рацией на поясе, из которой несется вперемешку взволнованная русская и даргинская речь - а дело происходит вечером 8 мая, накануне праздника, в центре города, как раз там, где завтра будет митинг и демонстрация... Вот тут-то ко мне и подошел бдительный местный житель. "Простите, Вы тут ничего не взрываете?" Смелый мужик, между прочим! Мало ли - кто я в действительности? Да и вежливый, к тому же.
-Нет, нет, уважаемый! У нас тут другие проблемы.
Поздно вечером все собрались-таки в фойе корпуса. Два перелома. Снимки, гипс. Андрей учится прыгать на одной ноге. Корректируем планы.
Девятое Мая, праздник. С утра часть улиц Избербаша перекрыта, много милиции, нарядные школьники строем идут к памятникам воинам. Картина кажется чуточку непривычной. Когда-то и у нас так было. Или не было у нас так, это аберрации детской памяти - "так должно было быть"? В городе тихо и как-то чинно, легкое удивление сменяется едва слышным стыдом, самому себе непонятным. В чем тут дело? Победа - общероссийский и общесоюзный праздник, конечно же... Не могу разобраться в своих ощущениях. А мы едем на Пушку. Редеют наши ряды, двое сегодня - не в строю. Но так или иначе, сегодня - летный день. Скорее всего, завершающий. Завтра питерской команде улетать.
Ветер на вершине слабый. Полеты в динамике сегодня не получаются. Пытаемся отработать две задачи: ловлю термических пузырей и посадку в цель. С термиками большинству как-то не очень везет. Кажется, вот они - тут, и птицы их исправно показывают, крутя свои спирали у самой бровки склона. Собираешься, готовишься к старту - и нет ничего, и птицы куда-то пропали, буквально растворились вместе с иссякшим потоком. Отстегиваешься, садишься у машин отдохнуть и перекусить (а перекусывали все регулярно, каждый раз, когда лететь было некуда) - и снова есть поток, снова крутят птицы (и откуда только взялись?). Решаем летать вниз на точность приземления. Не ахти какая задача, но полезно. Результаты у всех разные, но никто (кроме инструкторов) особо не блещет. мягко говоря... Моя основная беда - почему-то не могу после касания удержаться на ногах, заваливаюсь на спину или набок, якобы "по-парашютному". Эдакие посадки, конечно, портят впечатление от полетов, даже если все остальное было и не так плохо. Поработать над посадкой, поработать...
Вот так, в упражнениях, день и проходит. Ближе к вечеру наши водители просят отпустить их сегодня пораньше: праздник. Ну а у нас планы на вечер - шашлык на берегу Каспия. Значит, с горы нам на базар. Запасаемся всем необходимым - и на базу. Шашлыки удались значительно лучше сегодняшних полетов. Ну а я наконец-то искупался в южном море. Вода - градусов четырнадцать. Компанию мне составил, кажется, только Сергей.
Десятого с утра еще планировали полетать. Если выйдет... С утра все собрали, упаковали, подбили финансовый баланс, поехали на гору - если совсем коротко, то было так: не вышло. Не тот ветер. Делаем фотку на память, и... все.
Питерской команде - в Каспийск, в аэропорт. Мне - на базу, мой поезд завтра. Прощаемся "у кольца".
Ну вот, близится конец моей поездки. Полетов больше не будет (одному летать небезопасно, да и добираться до гор было бы неудобно). Иду гулять по Избербашу, мысленно подводя первые итоги.
Конечно, здорово, что я сюда выбрался. Здорово, что полетал, потренировался в этих условиях. Здорово, что познакомился с Русланом и командой "СпортАвиаСервиса". Да и по туристским и обще-жизненным впечатлениям поездка вышла очень интересная. Столько говорят о Кавказе... а я на Кавказе сто лет не был!
Что же запомнилось? Что поразило? Чисто "летные" особенности Дагестана оставим в стороне, об этом уже сказано. О "местной экзотике" говорить тоже не хочу, это тема неблагодарная. Экзотика - это когда ты не понимаешь. О-о-о, как странно живут! Экзотика! А мне бы хотелось именно понять, именно "изнутри" объяснить, чем же характерна здешняя жизнь. Насколько это в таких заметках возможно, конечно же...
Знаете, что показалось самым непривычным (а читатели это могли уже и заметить)? Повсеместное обращение "уважаемый!" Ну то есть знал, конечно. Когда хотят придать разговору (а чаще - спародировать) восточный колорит, так вот и тянут: уваж-жа-а-аемый... А здесь это - органично. К любому, даже к человеку явно старше тебя - "уважаемый", по имени (если знаешь) - и без отчества.
А ведь "в материковой России" это звучит совсем иначе. Уважаемый, любезнейший - это обращение к обслуге, это обыкновенное "эй, ты!", чуточку подправленное гримом вежливости. Не забыть отвыкнуть после пересечения административной границы!
Что еще? Заметна (и приятна) какая-то патриархальность и... как бы это выразиться... какое-то спокойное сочетание провинциальности с достоинством. Совершенно нет ощущения разрухи и кричащей, безнадежной бедности - что, увы, характерно для "наших" маленьких городов. Если и бедность, то без такжитьнельзяшного надрыва. Та самая, которая - не порок. И, кажется, нет зависти в здешнем воздухе. Может быть даже, именно это - первопричина всего остального.
Город выглядит достаточно чистым и прибранным (пусть и не чрезмерно). Не видно признаков вандализма, никаких надписей "Россия для ..." Впрочем, о чем же это я? Очевидно, что тут подобных надписей быть не может. Здесь логично было бы - "Дагестан для ..."
Так вот. Прошу заметить особо: не только антирусских, но даже сепаратистских (в самом мягком смысле) призывов здесь ни в каком виде нет - ни на заборах, ни в головах. И, рискну утверждать, быть не может. Тяготение к России чувствуется очень явно. Пожалуй даже, тяготение к СССР (но тоже без истерических всхлипов и без агрессии в адрес "предателей, разваливших Союз"). По этому поводу была у меня (дело прошлое, признаюсь) и такая мыслишка: Ну понятно, тоскуют люди по дотациям "национальным окраинам" под флагом фальшивой "дружбы народов" советского образца. Нет. Не то, совсем не то.
Подобно тому, как крупный и высокий человек часто имеет плохую координацию - он просто не знает, где его тело еще продолжается, а где - уже нет, так и русскому человеку с его "просторами" нелегко определиться с патриотизмом. ЧТО есть Россия, какая она, что к ней испытывать? Да как - что? Кругом - Россия! А вот отсюда, "с окраин" (уж простите за это выражение), это видится иначе. Совсем иначе.
Как-то заговорили об этом с нашими любезными водителями. Обычаи, культуры... Сколько вообще языков в Дагестане? (Ой, много!) Чем языки хаарктерны, насколько они друг на друга непохожи? Сложны ли? Заговорили и о русском, для сравнения. В частности, о его системе падежей. Один из наших принялся перечислять падежи русского языка, сбился (со школы, видать, не повторял). Магомет его тут же поправил. На наше легкое вежливое удивление тут же искренне удивился уже сам: а что я, не русский? Вот так-то, уважаемые.
Десятого пора ехать и мне. Упаковываюсь, выхожу за ворота нашего славного "Прибоя" с намерением не торопясь дотопать до ближайшей маршрутки (вокзал довольно далеко). Из намерения ничего не вышло. Генеральный директор базы, увидев своего единственного постояльца, бредущего с двумя огромными мешками (упакованный параплан выглядит ой как внушительно), заводит свою шикарную иномарку и догоняет меня. Не слушая моих вежливых протестов, усаживает и везет. Кавказцы, черт возьми!
Разговорились. Конечно же, "Как вам у нас, приедете еще?" Постараюсь! Честное слово. И другим посоветую. Но пока не все так просто, все же проблемная слава у этих мест, как ни крути (не хочу обидеть собеседника, но что поделаешь). Вот и милиции на улицах много - не зря, наверное? Да, понимает и про славу, и про расхожие страшилки о Кавказе. А милиция - отчасти дань тому же стереотипу. В некотором смысле, мы и сами в него верим (улыбается). Тревожно - ну так вот вам милиция! Ну ничего! Видите, наш с вами президент - горнолыжник? И горнолыжная база у нас появилась. Будет следующий президент - парапланерист, и...
Интересный был разговор. Есть искушение описать его поподробнее, но не стану. Много чего я хотел бы тут рассказать, да постоянно вынужден прерывать сам себя. Я все же пишу больше о полетах.
-А вот и наш вокзальчик! Счастливого пути, приезжайте! (вручает свою визитку).
Вокзальчик Избербаша... В стене здания чугунный знак: "Нивелировка 1911 г." Пару часов до электрички общаюсь с местными пацанами, в который раз рассказываю, "как летает этот парашют".
Махачкала. Шикарный обед за 130 рублей. Заведение почему-то называется "Рамзес", черт ногу сломит в здешней истории. Вот уже и посадку объявили - длиннющий московский поезд с моим прицепным вагоном, изогнувшись, стоит на первом пути. Совсем простая будет в этот раз посадка: не надо планировать глиссаду с учетом ветра, не надо гасить скорость с выдерживанием и выполнением "подушки". Показал проводникам билет, закинул свой багаж - "сел нормально!" ...Подходит время отправления. "-Граждане провожающие", и все такое. Еще раз проплывут за окнами названия, знакомые публике по тревожным телерепортажам с Кавказа - и все, можно обзванивать родных. Обошлось, мол.
Темнеет за окнами. Стоим на станции Кизляр - здесь поезд проходит ближе всего к мятежной Чечне. Народу на перроне мало. У дверей зала ожидания - суровый автоматчик. Наконец, тронулись. Мой сосед по купе говорит: "Ну все, дальше русские земли пойдут. Орловка там, и так далее...". Можно устраиваться спать?
Толчок. Долгий шипящий свист в тормозной магистрали. Рефлексами бывшего железнодорожника распознаю экстренное торможение. С нехорошим, жестким рывком в конце, при самой остановке. Обычно перед остановкой машинист чуть отдает тормоз.
Поезд стоит. Тишина. Что там такое? Неужели...? Как пишут в таких случаях, "потекли томительные минуты ожидания". Все вслушиваются и вглядываются в темноту. Черно в окнах и справа, и слева - ни огонька - но смотрят все в те окна, что влево. Кто не понял, почему влево, сверьтесь с картой. Из Кизляра едем на север.
Наконец, кто-то снаружи поясняет: корова. Что - корова, какая корова? При чем она тут? Вот в чем дело, оказывается. Какая-то местная буренка, вместо того, чтобы мирно жувать в ночи свою жувачку, решила поиграть в Анну Каренину. И теперь машинист, бедняга, выскребает из-под осей десяток пудов парного мяса.
Впрочем, может, не так все и просто. И у той коровы под накладным выменем - пояс шахида! Это мои попутчики так шутят, стряхивая остатки стресса. Нездоровый какой-то юмор... Но я, отчасти против воли, поддаюсь этим настроениям. Да-да, может, именно она, в пересчете на живой вес, и составила те 12 террористов, о ликвидации которых наш Всенародно Избранный доложил как раз назавтра. С нашей пропагандой все может быть...
Не дали нам уснуть. При подъезде к "материковой" России поезд проверяла милиция. Это уже не те, местные, с которыми я искал взаимопонимания на базаре Избербаша - "Видели парашюты над городом? Это мы летаем!". Это, так сказать, заслон на пути терроризма. Это - федеральные. Наши.
Федеральный заслон подходит ко мне в лице двух доблестных упитанных сотрудников с одинаковой улыбочкой. Знаю эту улыбочку, на психологических тренингах мы ее специально отрабатывали. "А вот что хочу, то с тобой и сделаю!" Улыбочка обязательно должна быть кривой, целая теория есть по этому поводу.
-Привет, как твое "ничего"?
-Спасибо!
-Че за причиндалы на тебе (сумочка и фотоаппарат). Ты шпиен, да?
Уж не знаю, тренинги тому виной, или просто повезло, но с этими я как-то быстро договорился. У многих, однако, перетряхивали багаж всерьез. М-да, нашли бы у меня рацию и GPS - дорогонько они бы могли мне обойтись, хоть все и легально, вроде.
У какого-то южанина находят нелады с регистрацией. Совершенно не стесняясь других пассажиров, торгуются - сколько им дать, чтоб пропустили. Но ниже пяти тыщ не идут. Все ж таки, государственная безопасность, понимать надо. Но не было у него и пяти тысяч. Увели, увели южанина под не шибко белы рученьки. Розовые лица. РевОльвер желт.
Ну а где-то после Астрахани мой вариометр вместо буквенно-знакового бреда, напоминающего принятые в Сети ругательства, опять начал показывать нормальную абсолютную высоту - 2, 6, 10, 15... А вдоль путей на заборах замелькали надписи "Россия для русских", "Жиды - вон" и тому подобное. Я еду домой. Дикий и опасный Дагестан остался позади.
------------------------------
Заканчивается мое повествование. Наверняка я не рассказал всего, что собирался. Масса впечатлений...
Обязательно упомяну Диму Охлопкова, парапланериста из Свердловской области, с которым я неожиданно встретился в Избербаше в составе московской группы. Тесен мир, и это замечательно. Здрав будь, земляк и тезка!
Удивительные люди - Марсель и Гасан, местные энтузиасты парапланеризма и легкой авиации. И если первый попадался на этих страницах довольно часто, то о втором, кажется, не сказано пока ни слова. Оплошность. Этот человек со своими единомышленниками строит под Махачкалой настоящие самолеты. И - летает! И на параплане он полетел одним из первых в этих краях. Еще многих-многих надо бы упомянуть - тех, кто обеспечивал наше пребывание в Дагестане и решал крупные и мелкие вопросы.
Любезные мои одногруппники из Питера! Тоже вот как-то неудачно вышло, что я не назвал каждого. Но ведь мы обязательно еще пересечемся, в небе или несколько ниже. И тогда уж - с меня причитается!