СпортАвиаСервис\Статьи\Впечатления от поездок\Болгария 2008
О нас
Новости
Начинающим
  Наши полеты
Помощь в освоении параплана
Помощь в овоении парамотора
 Снаряжение
Парамоторы
 Информация
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Схема проезда
Ссылки

Пишите нам sport_avia@mail.ru

телефоны в С-Пб

(812)983-47-50

8-960-2834750

Cнаряжение:

+7-904-5590090

Парамоторное направление:

8-904-5590090

Мы летаем в Углово - описание и cхема проезда на летное поле здесь

Погода в СПб от windguru.cz

Как читать прогноз от windguru.cz

Подарочный сертификат на полет на параплане в тандеме с инструкторомСертификат на полет в тандеме на параплане

 

Болгария 2008.

Часть 1, Часть 2, Часть 3

 14.08.2008 .  

Наш маршрут 14.08.2008

Серая полоса в небе - след инверсии в атмосфере

Горный серпантин близ Христо-Даново

Горный серпантин близ Христо-Даново

Группа на переходе

Над Войнагово

Вид на стартовую гору

Вид на Шамбалу и подъемник

Шамбала. Вид на посадку

Шамбала. Посадка и подъемник. На земле белое полотнище - финиш для спортсменов

Вечерний полет. Низкое солнце делает атмосферу непрозрачной

Мой маршрут на карте

Мой маршрут на карте

Погода с утра выглядит многообещающая. Памятуя о вчерашней толкотне на старте, решаем заехать пораньше и улететь до соревнований. Маршрут ставим прежний, поскольку никто его не прошел.

Взлетаем быстро и компактно, как авиагруппа какого-нибудь авианосца по тревоге. Сегодня почти на час раньше вчерашнего. Теперь не везет Вите и Вадиму – немного выкрутив у старта, они стремительно и безвозвратно проваливаются в долину, где вскоре и садятся.

Потоки еще слабые и невысокие. Мы долго наскребаем высоту у старта, подолгу задерживаемся перед переходами, двигаемся против ветра на восток тяжело и медленно. Как обычно, в дохлых термиках тяжело собрать группу. Ученики не могут отцентровать слабые плюса, мажут и сливаются вниз. В тугой спирали и B -свалах спускаюсь то за одним, то за другим. Андрей, летая лучше и увереннее основной группы, часто оказывается выше всех. Ему надоедает всех ждать, он отрывается вперед, довольно быстро проваливается в долину и сдувается по ветру назад к Сопоту. Тоже урок - хороший пилот должен быть терпеливым.

Остаемся мы втроем с Сашей и Владом, пробиваемся к ППМу, подбирая все потоки и потихоньку набирая высоту. Наконец к концу хребта погода улучшается, термики набирают силу, выстраивая красивые кучевки. Наконец мы поднимаемся под кромку, берем ППМ и разворачиваемся к старту. Полет под облачной улицей легкий и приятный, крутить ничего не надо, прет везде. Навстречу нам летят спортсмены, сегодня их почему то немного и они не мешают нам.

Подходим к старту. Я оставляю Сашу с Владом и спускаюсь вниз, проконтролировать взлет Вити и Вадима. Вскоре к нам присоединяется Андрей, барражировавший над стартом. Наконец вся группа в сборе и мы красивым строем двигаем дальше к Христо-Даново.

Над всем хребтом выстроилась мощная облачная гряда, потоки сильные и частые. Высота все больше, рельеф остается далеко внизу. Без труда долетаем до следующего ППМ - Христо-Даново, и возвращаемся к старту. Высоты валом – 2500 метров над посадкой, время пересекать долину - на переход к Войнагово. Витя остается у хребта, а мы погнали дальше.

Над долиной гораздо веселее, чем вчера. Поначалу мы идем почти не теряя, в слабых плюсах. Высоты хватает, что бы на качестве дойти до Войнагово и еще на полпути обратно. Но Саша, чуть провалившись на 200 метров, начинает беспокоиться по рации .

Саше кажется, что высоты мало и он не дотянет до штатной посадки. Он летчик, поменял Ил-38 на параплан и не привык садиться вне родного аэродрома. В его голосе по рации чувствуется тревога опытного морского летчика, чувствующего, что штурман ошибся, в баках полведра горючего, а внизу штормовой океан. Но под нами прекрасные посадки по всей долине, отличные ВПП на каждой поляне и горючего нам не нужно. Уговариваю его лететь дальше, объясняю где мы, а где Войнагово, показываю наземные ориентиры. И тут у меня внезапно садится рация. Заряда хватает ровно настолько, что бы сказать: “Господа, у меня села рация”. Саша понимает это как “Инструктор прощается с вами, спасайся кто может!”. У него сдают нервы, Саша разворачивается и идет на посадку.

Группа по инерции продолжает полет за мной, я держу прежний курс. Поскольку я не могу говорить по рации, то не могу управлять ей. Но выход есть! У меня в кармане запасной аккумулятор, надо его лишь поменять и все будет в порядке. Как назло, он провалился за подкладку комбинезона и его не вытащить в толстых летных перчатках. Борюсь с перчатками, аккумулятором, болтанкой, непослушными руками и слушаю эфир на полуживой рации. В группе разброд и шатание, Саша уговаривает всех развернуться, народ колеблется. Я чувствую себя Сусаниным, ведущим группу на верную гибель, но ничего сказать в свое оправдание не могу. Андрей сдается и тоже разворачивается. Затем не выдерживает Влад и Вадим, летящий выше всех.

Наконец я справляюсь с непослушным карманом, меняю аккамулятор. Опрашиваю всех пилотов, узнаю их положение, высоту и намерения. Поздно! Группа рассеялась по воздуху в броуновском движении, и собрать их не реально. Ну что же, придется лететь к Войнагово и возвращаться в одиночку, что я и делаю. ППМ взят, разворачиваюсь обратно и почти сразу встречаю небольшие плюса. Подъем вялый, но на такой малой высоте не до жиру, надо крутить все, что пищит. Тем более, что ветер теперь попутный и сносит меня к финишу.

Опрашиваю группу. Ребята отвечают, они в районе Сопота, планируют на посадку. Молчит только Витя. Его не слышно уже час , такая пауза настораживает . Наверняка у него просто проблемы со связью, сбилась частота или сел аккамулятор, как у меня. Но все таки, вдруг он упал, висит на скалах и ждет нашей помощи? Воображение услужливо рисует картины одну страшнее другой. Я вспоминаю, когда его видел в последний раз - еще над хребтом, когда мы пошли на Войнагово. Витя с нами не пошел, а погнал куда то на восток по хребту. Может он рванул на Шипку и уже ушел из зоны радиосвязи?

Продолжая вызывать Витю, я потихоньку лечу к финишу. Запланированный маршрут пройден. Высоты до цели хватает и еще остается метров 200 над Шамбалой. Строю заход на посадку и... врезаюсь в неплохой поток.

Срабатывают наработанные рефлексы. Привычно, почти на автомате центрую поток и выкручиваю выше старта. Вити здесь не видно. Теперь я над хребтами и дальность связи значительно выросла. Пробую его вызвать - безуспешно. Пилоты на посадке звонят ему на мобильник, он вне зоны действия сети.

Что ж, пока Витя не объявится, лучше мне побыть в воздухе. Решаю пройти на восток до конца хребта, туда, куда ушел Витя. Без учеников летится быстро и легко, не надо никого ждать, спускаться, вытаскивать. Да и погода разгулялась, отличная облачная улица стоит над хребтом. Глядя на проплывающие внизу громады гор, я понимаю, что найти на ней песчинку параплана нереально. Дойдя до конца хребта, до первого ППМ, еще раз пытаюсь вызвать Витю. В эфире молчание. Растаяла последняя надежда, что он сел в яме близ Калофера и потому не может выйти на связь. Дальше лететь бесполезно, разворачиваюсь обратно .

Подлетаю к старту. Над горой как обычно происходит медленный танец разноцветных пятнышек-парапланов в дежурном потоке. Один из них подозрительно знаком, красно-синяя расцветка как у Вити. Боясь обознаться, приближаюсь к нему - точно, это он. Пропадает неопределенная тревога, становится легче. Докладываю земле о находке, оттуда вздох облегчения - "Ну слава тебе яйца!". Подлетаю вплотную, переговариваемся – рация у Вити не работает, далеко улетать он не намерен, крутится в районе старта.

Вылетаю в долину, на посадку, но не тут то было. Поднимает везде, небольшие плюса перемежаются мощными термиками, как будто поднимается весь воздух в долине. Тело устало и просится на землю, но душа требует полета, пока есть возможность. И я лечу – сначала за Карлово с возвращением. Затем на юго-запад к Богдану и Каравелово. Над всей долиной вспыхнули кучевки, которых не было весь день. Нижняя кромка на 3000 метрах. В воздухе носятся немногие фрифлаеры и еще более редкие спортсмены.

Полет заканчивается, я планирую в спокойном вечернем воздухе и сажусь на картодроме, не долетая километр до Шамбалы. Время 19:46, это мой самый долгий полет – я провел в воздухе семь с половиной часов, одновременно это рекорд и по дальности – судя по треку, я прошел 141 км. При виде на карте получилась звезда с лучами по всей долине и центром в Сопоте.

Остальные пролетели не так эффектно, но тоже весьма неплохо – от 53 до 66 км.

Параплан Гриф над хребтами

Гора Ботев - высшая точка Старой Планины

Гора Ботев - высшая точка хребта Стара Планина

Параплан Тайран в полете

На пути к Христо-Даново

Параплан Спирит

Витя на параплане

Дом на вершине хребта

Дом на вершине хребта с патриотической крышой

Переход к Сопоту

Переход обратно к Сопоту

Под облачной улицей

Вечернее солнце пробивается сквозь тучи. Над хребтом под облачной улицей

"Потерявшийся" Витя

"Потерявшийся" Витя

Дима Гусев на своем параплане, облепленном рекламой

Дима Гусев на своем параплане, облепленном рекламой

Майя на параплане Аспен

Майя на своем Аспене

После посадки на картодроме

15.08.2008 .

 

Погода нелетная - никто не готовится к полету

Приличный юго-восточный ветер не дает нам оторваться от земли – погода нелетная. Спортсмены обычно используют любую возможность разыграть упражнение при мало-мальски подходящей погоде. Но сейчас и они не торопятся взлетать. Лишь пара тандемов взлетает, бессмысленно рискуя в приличной турбулентности над стартом. Мы же съезжаем вниз на канатке.

16.08.2008 .  

Погода опять нелетная, сильный ветер. Берем машину в аренду и проводим день на море, в Созопле. Почему то на море ветра нет, штиль. Мои надежды оторваться на виндсерфинге рушатся. Позагорав денек, мы втроем с Андреем и Вадимом решаем вернуться назад. Одного дня на пляже нам вполне хватает. Саша, Витя и Влад остаются на море еще на пару деньков.

17.08.2008 .  
 

Ветер восточный и все еще сильный, потоки рваные и быстро сносятся. Слетаем вниз к Шамбале и едем купаться на озеро.

 
18.08.2008 .  

Над хребтом перед Карловским ущельем

Переход над Карловским ущельем

Погода многообещающая. Ветер наконец то стих и можно далеко улететь. Ставим цель – перевал Шипка, до которого мы летали в прошлом году. До него всего 50 км, но что бы долететь туда, надо перемахнуть через яму - разрыв хребта с малотермичной местностью, где плохо с посадками и далеко до дорог.

Поначалу все складывается неплохо. Практически штилевые потоки никуда не сносятся, кромка – почти 2500 над долиной, кучевки над нашим хребтом.

Однако к концу хребта мы доходим, постепенно проваливаясь все ниже от базы облаков, плюса вялые и неустойчивые. Перед главным переходом у нас недобор до кромки около 500 метров, впереди голубая дыра. Начинаем переход и валимся вниз в нисходняке. Андрюха проваливается ниже всех и садится первым, затем к нему на посадку идет Вадим. Я пытаюсь прорваться вперед, цепляясь за редкие потоки, но понимаю, что ветер усилился и стал встречным. Шансы прорваться на хребет вперед к Шипке стремительно тают. Так и сажусь, бодаясь с ветром. Итог неутешителен – мы пролетели всего 20км.

С подбором нам повезло. В малолюдной местности на пустой дороге мы ловим первую же попутку и сразу до Карлово. Нас подвозит веселый и общительный бухгалтер местного лесничества.

Над разрывом хребта

 

19.08.2008 .  

Наш маршрут 19.08.2008

Наш маршрут 19.08.2008

На подъемнике

Взлет Саши

Вид на Христо-Даново

Поселок Розино

Цыгане на посадке

Сегодня нам присоединились ребята, вернувшиеся с моря. Поднимаемся в полном составе наверх. Погода неопределенная и решаем не экспериментировать – на восток до разрыва хребта, затем на запад до Розино и обратно в Сопот, всего 60 км.

Долго жаримся на старте, наблюдая агонию пилотов в дежурном потоке. Погода слабая и держит плохо. На старте ни дуновения, тишина нарушается лишь свистом строп и пиликаньем приборов. Через час мучительного выскрёбывания с неба доносятся не то проклятия, не то уговоры какого то немецкого пилота.

Впрочем, к часу дня погода улучшилась и мы полетели. В слабом стартовом потоке у нас первые потери - Саша и Витя, они проваливаются и идут на посадку. Уходим на восток, форсируем Карловское ущелье с хорошим запасом высоты. Поднимаемся под кромку на высоте 1200 м над стартом. Прохлада под облаком приятна после жары на земле.

Мои ученики явно прогрессируют. Спустившись в потоке ниже Влада, я внезапно обнаружил, что их термик уходит, и мне до него не дотянуться. Спираль за спиралью они уходят вверх, а я тщетно пытаюсь под ними нащупать поток, постепенно теряя высоту и скатываясь вниз по склону. Меня долбит роторами от встречного ветра по склону, а Влад, Вадим и Андрей впереди спокойно уходят на недосягаемую высоту под кромку и идут по маршруту.

Впрочем, в конце хребта долгожданные +5 м/с возносят меня к облакам на скоростном лифте. Я снова на коне и готов к продолжению полета. К этому времени Андрей и Влад пошли на посадку в Шамбале – им на сегодня хватит, а Вадим ушел вперед по нашему маршруту. Лечу за ним под облачной улицей, вытянувшейся над хребтом, практически без снижения.

Очередное облако лихо заглатывает меня в свое влажное и неуютное чрево. Долгая минута полета по GPS и я вырываюсь из облака. Это тот фантастический миг, к которому невозможно привыкнуть. Серый сумрак облака, в котором виден лишь параплан над головой, внезапно распахивается нереально красивым пейзажем. Внизу залитая солнцем долина, горы, вокруг ослепительно белые башни облаков, а над всем этим насыщенное иссине-черное небо. Мимо проносятся белые клочья облаков, усиливая чувство полета и подчеркивая объем пространства. Трудно передать восторг от этого неземного вида, фотография его по крайней мере не передает.

На запад от старта облачная гряда кончилась, а вместе с ней и халявный подъем. Появившийся северный ветер еще больше затрудняет полет, выдувая в долину. Так и не найдя приличных плюсов, мы сваливаемся с хребта. Вадим садится в Христо-Даново. А я агонизирую минут двадцать над Розино, но все же там и сажусь, на десять км дальше Вадима. Итого у меня пройдено 49 км, у Вадима 41 км, Андрей и Влад пролетели 25 км.

На посадке меня встречает шумная толпа цыганят, подростков и детей. Оказывается в Розино живет община цыган. Он бесятся, галдят, толкаются, навязчиво предлагают собрать параплан и вещи. Быстро собираюсь, стараясь не выпускать из вида разложенные приборы и технику. Затем ретируюсь, избавляясь от назойливого внимания.

Среди облаков

Впереди Розино

Часть 1, Часть 2, Часть 3

.