Наш маршрут 14.08.2008
Серая полоса в небе - след инверсии в атмосфере
Горный серпантин близ Христо-Даново
Группа на переходе
Над Войнагово
Вид на Шамбалу и подъемник
Шамбала. Посадка и подъемник. На земле белое полотнище - финиш для спортсменов
Вечерний полет. Низкое солнце делает атмосферу непрозрачной
Мой маршрут на карте |
Погода с утра выглядит многообещающая. Памятуя о вчерашней толкотне на старте, решаем заехать пораньше и улететь до соревнований. Маршрут ставим прежний, поскольку никто его не прошел.
Взлетаем быстро и компактно, как авиагруппа какого-нибудь авианосца по тревоге. Сегодня почти на час раньше вчерашнего. Теперь не везет Вите и Вадиму – немного выкрутив у старта, они стремительно и безвозвратно проваливаются в долину, где вскоре и садятся.
Потоки еще слабые и невысокие. Мы долго наскребаем высоту у старта, подолгу задерживаемся перед переходами, двигаемся против ветра на восток тяжело и медленно. Как обычно, в дохлых термиках тяжело собрать группу. Ученики не могут отцентровать слабые плюса, мажут и сливаются вниз. В тугой спирали и B -свалах спускаюсь то за одним, то за другим. Андрей, летая лучше и увереннее основной группы, часто оказывается выше всех. Ему надоедает всех ждать, он отрывается вперед, довольно быстро проваливается в долину и сдувается по ветру назад к Сопоту. Тоже урок - хороший пилот должен быть терпеливым.
Остаемся мы втроем с Сашей и Владом, пробиваемся к ППМу, подбирая все потоки и потихоньку набирая высоту. Наконец к концу хребта погода улучшается, термики набирают силу, выстраивая красивые кучевки. Наконец мы поднимаемся под кромку, берем ППМ и разворачиваемся к старту. Полет под облачной улицей легкий и приятный, крутить ничего не надо, прет везде. Навстречу нам летят спортсмены, сегодня их почему то немного и они не мешают нам.
Подходим к старту. Я оставляю Сашу с Владом и спускаюсь вниз, проконтролировать взлет Вити и Вадима. Вскоре к нам присоединяется Андрей, барражировавший над стартом. Наконец вся группа в сборе и мы красивым строем двигаем дальше к Христо-Даново.
Над всем хребтом выстроилась мощная облачная гряда, потоки сильные и частые. Высота все больше, рельеф остается далеко внизу. Без труда долетаем до следующего ППМ - Христо-Даново, и возвращаемся к старту. Высоты валом – 2500 метров над посадкой, время пересекать долину - на переход к Войнагово. Витя остается у хребта, а мы погнали дальше.
Над долиной гораздо веселее, чем вчера. Поначалу мы идем почти не теряя, в слабых плюсах. Высоты хватает, что бы на качестве дойти до Войнагово и еще на полпути обратно. Но Саша, чуть провалившись на 200 метров, начинает беспокоиться по рации .
Саше кажется, что высоты мало и он не дотянет до штатной посадки. Он летчик, поменял Ил-38 на параплан и не привык садиться вне родного аэродрома. В его голосе по рации чувствуется тревога опытного морского летчика, чувствующего, что штурман ошибся, в баках полведра горючего, а внизу штормовой океан. Но под нами прекрасные посадки по всей долине, отличные ВПП на каждой поляне и горючего нам не нужно. Уговариваю его лететь дальше, объясняю где мы, а где Войнагово, показываю наземные ориентиры. И тут у меня внезапно садится рация. Заряда хватает ровно настолько, что бы сказать: “Господа, у меня села рация”. Саша понимает это как “Инструктор прощается с вами, спасайся кто может!”. У него сдают нервы, Саша разворачивается и идет на посадку.
Группа по инерции продолжает полет за мной, я держу прежний курс. Поскольку я не могу говорить по рации, то не могу управлять ей. Но выход есть! У меня в кармане запасной аккумулятор, надо его лишь поменять и все будет в порядке. Как назло, он провалился за подкладку комбинезона и его не вытащить в толстых летных перчатках. Борюсь с перчатками, аккумулятором, болтанкой, непослушными руками и слушаю эфир на полуживой рации. В группе разброд и шатание, Саша уговаривает всех развернуться, народ колеблется. Я чувствую себя Сусаниным, ведущим группу на верную гибель, но ничего сказать в свое оправдание не могу. Андрей сдается и тоже разворачивается. Затем не выдерживает Влад и Вадим, летящий выше всех.
Наконец я справляюсь с непослушным карманом, меняю аккамулятор. Опрашиваю всех пилотов, узнаю их положение, высоту и намерения. Поздно! Группа рассеялась по воздуху в броуновском движении, и собрать их не реально. Ну что же, придется лететь к Войнагово и возвращаться в одиночку, что я и делаю. ППМ взят, разворачиваюсь обратно и почти сразу встречаю небольшие плюса. Подъем вялый, но на такой малой высоте не до жиру, надо крутить все, что пищит. Тем более, что ветер теперь попутный и сносит меня к финишу.
Опрашиваю группу. Ребята отвечают, они в районе Сопота, планируют на посадку. Молчит только Витя. Его не слышно уже час , такая пауза настораживает . Наверняка у него просто проблемы со связью, сбилась частота или сел аккамулятор, как у меня. Но все таки, вдруг он упал, висит на скалах и ждет нашей помощи? Воображение услужливо рисует картины одну страшнее другой. Я вспоминаю, когда его видел в последний раз - еще над хребтом, когда мы пошли на Войнагово. Витя с нами не пошел, а погнал куда то на восток по хребту. Может он рванул на Шипку и уже ушел из зоны радиосвязи?
Продолжая вызывать Витю, я потихоньку лечу к финишу. Запланированный маршрут пройден. Высоты до цели хватает и еще остается метров 200 над Шамбалой. Строю заход на посадку и... врезаюсь в неплохой поток.
Срабатывают наработанные рефлексы. Привычно, почти на автомате центрую поток и выкручиваю выше старта. Вити здесь не видно. Теперь я над хребтами и дальность связи значительно выросла. Пробую его вызвать - безуспешно. Пилоты на посадке звонят ему на мобильник, он вне зоны действия сети.
Что ж, пока Витя не объявится, лучше мне побыть в воздухе. Решаю пройти на восток до конца хребта, туда, куда ушел Витя. Без учеников летится быстро и легко, не надо никого ждать, спускаться, вытаскивать. Да и погода разгулялась, отличная облачная улица стоит над хребтом. Глядя на проплывающие внизу громады гор, я понимаю, что найти на ней песчинку параплана нереально. Дойдя до конца хребта, до первого ППМ, еще раз пытаюсь вызвать Витю. В эфире молчание. Растаяла последняя надежда, что он сел в яме близ Калофера и потому не может выйти на связь. Дальше лететь бесполезно, разворачиваюсь обратно .
Подлетаю к старту. Над горой как обычно происходит медленный танец разноцветных пятнышек-парапланов в дежурном потоке. Один из них подозрительно знаком, красно-синяя расцветка как у Вити. Боясь обознаться, приближаюсь к нему - точно, это он. Пропадает неопределенная тревога, становится легче. Докладываю земле о находке, оттуда вздох облегчения - "Ну слава тебе яйца!". Подлетаю вплотную, переговариваемся – рация у Вити не работает, далеко улетать он не намерен, крутится в районе старта.
Вылетаю в долину, на посадку, но не тут то было. Поднимает везде, небольшие плюса перемежаются мощными термиками, как будто поднимается весь воздух в долине. Тело устало и просится на землю, но душа требует полета, пока есть возможность. И я лечу – сначала за Карлово с возвращением. Затем на юго-запад к Богдану и Каравелово. Над всей долиной вспыхнули кучевки, которых не было весь день. Нижняя кромка на 3000 метрах. В воздухе носятся немногие фрифлаеры и еще более редкие спортсмены.
Полет заканчивается, я планирую в спокойном вечернем воздухе и сажусь на картодроме, не долетая километр до Шамбалы. Время 19:46, это мой самый долгий полет – я провел в воздухе семь с половиной часов, одновременно это рекорд и по дальности – судя по треку, я прошел 141 км. При виде на карте получилась звезда с лучами по всей долине и центром в Сопоте.
Остальные пролетели не так эффектно, но тоже весьма неплохо – от 53 до 66 км. |
Гора Ботев - высшая точка хребта Стара Планина
На пути к Христо-Даново
Дом на вершине хребта с патриотической крышой
Переход обратно к Сопоту
Вечернее солнце пробивается сквозь тучи. Над хребтом под облачной улицей
"Потерявшийся" Витя
Дима Гусев на своем параплане, облепленном рекламой
Майя на своем Аспене
После посадки на картодроме |
Наш маршрут 19.08.2008
Взлет Саши
Вид на Христо-Даново
Поселок Розино
Цыгане на посадке |
Сегодня нам присоединились ребята, вернувшиеся с моря. Поднимаемся в полном составе наверх. Погода неопределенная и решаем не экспериментировать – на восток до разрыва хребта, затем на запад до Розино и обратно в Сопот, всего 60 км.
Долго жаримся на старте, наблюдая агонию пилотов в дежурном потоке. Погода слабая и держит плохо. На старте ни дуновения, тишина нарушается лишь свистом строп и пиликаньем приборов. Через час мучительного выскрёбывания с неба доносятся не то проклятия, не то уговоры какого то немецкого пилота.
Впрочем, к часу дня погода улучшилась и мы полетели. В слабом стартовом потоке у нас первые потери - Саша и Витя, они проваливаются и идут на посадку. Уходим на восток, форсируем Карловское ущелье с хорошим запасом высоты. Поднимаемся под кромку на высоте 1200 м над стартом. Прохлада под облаком приятна после жары на земле.
Мои ученики явно прогрессируют. Спустившись в потоке ниже Влада, я внезапно обнаружил, что их термик уходит, и мне до него не дотянуться. Спираль за спиралью они уходят вверх, а я тщетно пытаюсь под ними нащупать поток, постепенно теряя высоту и скатываясь вниз по склону. Меня долбит роторами от встречного ветра по склону, а Влад, Вадим и Андрей впереди спокойно уходят на недосягаемую высоту под кромку и идут по маршруту.
Впрочем, в конце хребта долгожданные +5 м/с возносят меня к облакам на скоростном лифте. Я снова на коне и готов к продолжению полета. К этому времени Андрей и Влад пошли на посадку в Шамбале – им на сегодня хватит, а Вадим ушел вперед по нашему маршруту. Лечу за ним под облачной улицей, вытянувшейся над хребтом, практически без снижения.
Очередное облако лихо заглатывает меня в свое влажное и неуютное чрево. Долгая минута полета по GPS и я вырываюсь из облака. Это тот фантастический миг, к которому невозможно привыкнуть. Серый сумрак облака, в котором виден лишь параплан над головой, внезапно распахивается нереально красивым пейзажем. Внизу залитая солнцем долина, горы, вокруг ослепительно белые башни облаков, а над всем этим насыщенное иссине-черное небо. Мимо проносятся белые клочья облаков, усиливая чувство полета и подчеркивая объем пространства. Трудно передать восторг от этого неземного вида, фотография его по крайней мере не передает.
На запад от старта облачная гряда кончилась, а вместе с ней и халявный подъем. Появившийся северный ветер еще больше затрудняет полет, выдувая в долину. Так и не найдя приличных плюсов, мы сваливаемся с хребта. Вадим садится в Христо-Даново. А я агонизирую минут двадцать над Розино, но все же там и сажусь, на десять км дальше Вадима. Итого у меня пройдено 49 км, у Вадима 41 км, Андрей и Влад пролетели 25 км.
На посадке меня встречает шумная толпа цыганят, подростков и детей. Оказывается в Розино живет община цыган. Он бесятся, галдят, толкаются, навязчиво предлагают собрать параплан и вещи. Быстро собираюсь, стараясь не выпускать из вида разложенные приборы и технику. Затем ретируюсь, избавляясь от назойливого внимания. |
Среди облаков
Впереди Розино |