Послезавтра Чемпионат России. Как обычно в облеточный день, погода
стоит прекрасная. Со второй попытки нахожу поток и поднимаюсь
к облаку.
Рядом кружатся Гриша Гомма и Катя. Поток постепенно усиливается
до +5, +6 и неожиданно пропадает видимость. Я в облаке! Складывание
ушей и выжимание акселератора не помогают, на варио +2. Тогда
я осторожно втягиваю В-ряд и вскоре вываливаюсь из облака. Отпустив
В-ряд, компенсирую клевок. Все О`Кей.
Справа вижу Гришу, удаляющегося в сторону Бештау (он в этот
день слетал до Бештау и обратно). Почему-то не лечу за ним и последующие
два с половиной часа болтаюсь под облаками где-то между Пятигорском
и Джуцой-2. Потоков полно и все сочные, обширные. Никогда не видел
столько соломы на высоте 2 километров. Ну, вроде налетался, пора
садиться.
Но мне никак не удается снизиться. Вечно так, как соревнования,
так восходняк не найти, а как облет, так не сесть. Везде прет.
Ну что ж, тяну В-ряд.
Наверное я его затянул слишком глубоко, т.к. через некоторое
время замечаю, что ушки параплана загнулись вперед. В такой ситуации
надо нежно приотпустить В-ряд, но видно начинают сказываться усталость
и начинающееся ангина, и я делаю грубейшую ошибку: разжимаю руки.
Из креветкообразного состояния Rival клюет вперед, при этом
левая консоль застревает в стропах (где-то процентов 45). Меня
вдавливает в подвеску 3-4 кратная перегрузка. Авторотация! И это
происходит со мной! Вокруг все бешено вращается. Первая мысль:
не собираюсь ли я терять сознание? Вроде бы нет. Ну что ж, еще
поборемся. Смотрю на прибор - 1200. Бросать запаску рановато.
Начинаю экспериментировать с парапланом. Хорошо, что я достаточно
много читал на эту тему, слушал разные байки. Клевантами работать
невозможно - они каменные. Складываю внешнее ухо, не помогает,
даже вроде бы вращение усилилось. Тяну весь внешний А-ряд. От
параплана почти ничего не остается, что-то изменяется, но ряд
вырывается, и снова начинается бешеное вращение. Высота еще есть,
надо срочно что-то придумать. Вспоминаю рассказ Гоммы, как он
на каком-то Чемпионате он получил галстук имея в подвеске 25 кг
булыжников и полз по ушной стропе, вытягивая ее. Ему помогло,
может поможет и мне? Нахожу ушную стропу, хватаю ее двумя руками
(очень мешает перегрузка), пытаюсь вытянуть застрявшую консоль.
Хорошо что на руках толстые перчатки, иначе можно и без пальцев
остаться. Кажется, в конфигурации параплана есть изменения. Бросаю
стропу и... все кончается, как выключили. Я опять лечу себе спокойно,
под ногами еще 600 метров. Дальше сажусь без проблем.
Мое падение видел Гомма, возвращаясь с маршрута. Лечу, говорит,
а над Юцой кто-то высоту глубокой спиралью сбрасывает, никак на
мертвую петлю пошел, и не жалко ему параплана! В общем он насчитал
около 20 спиралей с частотой в 2-3 секунды с потерей высоты 600
метров за минуту. Впечатляюще.
Выводы. Делая В-свал, будьте очень внимательны, все время контролируя
ситуацию. Если ушки загибаются вперед, немного приотпустите и
ни в коем случае не бросайте ряд. Вряд ли в моей ситуации было
бы лучше применять запасной парашют. Если высота позволяет и вы
не теряете сознание, лучше попытаться вывести параплан из вращения,
вспомнив прочитанное и услышанное, добавив кое-что от себя.
Любимцев Роман