СпортАвиаСервис\Статьи\Учебно познавательные\Склон или лебедка? Выбор метода обучения на параплане
О нас
Новости
Начинающим
  Наши полеты
Помощь в освоении параплана
Помощь в овоении парамотора
 Снаряжение
Парамоторы
 Информация
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Схема проезда
Ссылки

Пишите нам sport_avia@mail.ru

телефоны в С-Пб

(812)983-47-50

8-960-2834750

Cнаряжение:

+7-904-5590090

Парамоторное направление:

8-904-5590090

Мы летаем в Углово - описание и cхема проезда на летное поле здесь

Погода в СПб от windguru.cz

Как читать прогноз от windguru.cz

Подарочный сертификат на полет на параплане в тандеме с инструкторомСертификат на полет в тандеме на параплане

 

Склон или лебедка? Выбор метода обучения на параплане

Полеты на параплане в питерском динамикеЗатяжка параплана на лебедке.................Исторически параплан начал летать со склона, и именно такой способ взлета является наиболее естественным для него. Парапланеризм в значительной степени горный вид спорта. Именно поэтому он хорошо развит в тех странах, где много гор – в Швейцарии, Австрии, Франции и т.п. Однако горы есть не везде, а тяга к полетам есть и у равнинных жителей. К сожалению, у них не всегда есть возможность летать с хороших склонов. В Санкт-Петербурге одним из немногих летных мест являются холмы близ поселка Виллози (станция электрички Можайское). Подходящие для полетов склоны ориентированы на западный и северо-западный, южный, юго-восточный, восточный и северо-восточный ветер, высотой от 15 до 40 метров. Из них только западный (северо-западный) склон является достаточно безопасным для обучения и достаточно высоким (~30 метров) для получения необходимых полетных навыков у ученика. Имея большой опыт обучения на склоне, и стремясь повысить качество и эффективность обучения, мы перешли на полеты с помощью буксировочного комплекса. При таком способе полетов пилот под контролем опытного оператора набирает 200-300 метров высоты (со средней скороподъемностью 2-3 м/с), после чего отцепляется от буксировочного троса и выполняет учебную программу. Таким образом мы получили несколько преимуществ на обучении:

  • Лебедка позволяет существенно меньше зависеть от капризной питерской погоды и летать при любых направлениях ветра. Соответственно сильно расширяется количество летных дней.
  • Тесные склоны Можайки заняты опытными пилотами при любой мало-мальски летной погоде, что сильно затрудняет процесс обучения. Приходится терять много времени, ожидая, когда небо освободится. На лебедке ученик летает практически один в воздухе.
  • Ученики гораздо меньше устают и больше сосредоточены на обучении, поскольку им не приходится подниматься в горку. Полеты начинаются и заканчиваются на месте старта.
  • За курс обучения совершается больше полетов, ученики получают больший опыт взлета и посадок, чем при обучении со склонов СПб.
  • Большая высота полетов и их большая длительность по времени позволяют ученикам отработать ряд элементов, раннее просто не доступных при кратковременных (измеряемых десятками секунд) полетов со склонов Можайки.
  • Полеты в штиль так же эффективны, как и полеты с ветром. При полетах в штиль с питерских склонов высота полета не превышало 10-15 м над склоном, что слишком мало для учебных задач. По нашему опыту обучения на склоне, больше одного занятия в штиль не проводилось.
  • И наконец, суммарный налет ученика, закончившего наш курс первоначально обучения, составляет 2,5-3 часа против налета в несколько десятков минут при обучении на склоне - то есть ученики получают несоизмеримо больше опыта, чем при обучении на склоне.

Конечно же, у лебедки есть и минусы при обучении:

  • Обучение на склоне более безопасное, чем обучение на лебедке. Хотя бы в силу меньшей высоты совершаемых полетов. Типичная высота при обучении на склоне – 10-20 метров, на лебедке 200-300 метров. Кроме того, при полетах на лебедке должна работать команда, от профессионализма и слаженности которой зависит безопасность обучения. Наконец, буксировка требует от пилота гораздо большей ответственности, чем при подлетах с горки. Грамотные, точные реакции при затяжке должны быть в каждом полете.
  • Ученики не получают навыков старта со склона, лебедка сильно упрощает взлет на параплане и расслабляет пилота.
  • Ученик не имеет опыта полета близ склона, боится его и мало подготовлен к полетам в динамике.
  • В силу относительной легкости, доступности полетов на лебедки и относительно большой высоты учебных полетов (200-300 м), у ученика может возникнуть переоценка своих сил и соответственно недооценка сложности всех факторов при полетах на параплане. Это может привести к ЛП.

Рассмотрим те минусы, которые присущи лебедочному обучению.

Полеты в Можайском - хороший летный день, склон переполнен пилотамиНа лебедке. Подготовка к взлетуОбучение на склоне более безопасное, чем обучение на лебедке.  Конечно высота и продолжительность учебных полетов гораздо больше на лебедке, чем на склоне. Поэтому у ученика на лебедке риск травмироваться гораздо больше при неправильных действиях, чем при невысоких подлетах в несколько секунд на склоне. Так автомобилист на дороге рискует гораздо больше, чем пешеход на тротуаре. Большая высота означает большую ответственность ученика, инструктора и летно-подъемного состава. От профессионализма команды при обучении на лебедке напрямую зависит безопасность полетов. Особенно от работы оператора и инструктора. Мы занимаемся обучением с 2000 года, организовали много учебных сборов в России и за рубежом, с 2005 года начали летать на лебедке. За это время нами накоплен колоссальный опыт обучения разных людей в разнообразных условиях. Наши инструкторы и операторы отличается большим профессионализмом и серьезным подходом к делу. Так же мы используем безотказную радиосвязь, эксплуатируем надежную технику. Благодаря этому риски  при обучении на лебедке сведены к минимуму.

О психологической подготовке учеников. При первых полетах на параплане у ученика часто наблюдается эффект “обалдения”. В первых полетах на него наваливается масса совершенно новых и незнакомых факторов, с которыми он никогда не встречался ранее. При этом от него требуются несложные, но достаточно адекватные действия. В ходе обучения мы стараемся максимально плавно адаптировать ученика к этим факторам. Перед полетами он изучает теорию и четкую полетную инструкцию. Первые полеты совершаются вывозными в тандеме, с опытным инструктором для того, что бы освоиться в новой ситуации и получить начальные навыки управления парапланом. На этих полетах проверяется адекватность ученика при стрессовых факторах первого полета. И к самостоятельным полетам допускаются ученики, которые прошли теоретическую подготовку и не вызывают сомнений у инструктора в способности лететь самостоятельно. Все учебные полеты осуществляются с радиосопровождением. По мере обучения интенсивность команд по рации уменьшается, ученик становится все более самостоятельным в воздухе. Так риски при обучении на лебедке сводятся к минимуму.

Перед взлетомНаземная подготовкаУченики не получают навыков старта со склона, лебедка сильно упрощает взлет на параплане и расслабляет пилота. Это правда. Лебедочный ученик отучается разгонять параплан на старте и не имеет нужной моторики для взлета с горы. Приезжая на склон, он с удивлением видит, что ему не взлететь из-за плохой техники старта. Фальшстарты следуют за фальшстартами, если взлет происходит, он неуверенный, на грани фола, иногда откровенно опасный. Пути решения этой проблемы – интенсивная наземная тренировка во время начального обучения и практика во время наших учебных сборов на склоне. Пилоты часто пренебрегают наземной тренировкой с куполом в поле, занимаясь ей вяло и неохотно. Между тем на склоне опыт такой тренировки не решает полностью проблему, но значительно ускоряет адаптацию к стартам с горы. Конечно, за время учебных сборов ученик получает необходимый опыт и навыки стартов с горы. Но на это уходит то время, которое он мог бы провести в воздухе на параплане. Таким образом, ученики не уделяют должного внимания наземной подготовке, стремясь быстрее попасть в воздух. Эти пробелы восполняются на наших учебных сборах, путем необоснованной потери времени и сил.

Ученик не имеет опыта полета близ склона, боится его и мало подготовлен к полетам в динамике. Это тот фактор, который невозможно скомпенсировать при полетах на лебедке. Исправляется выездами на наши учебные сборы. Как правило, после 1-2 выездов пилот достаточно уверенно летает в динамике и привыкает к близости склона.

Взлет на лебедке отличается простотойСтарт параплана на лебедкеВ силу относительной легкости, доступности полетов на лебедки и большой высоты учебных полетов (200-300 м), у ученика может возникнуть переоценка своих сил. Для некоторых учеников это действительно является проблемой. Кажущаяся легкость, доступность полетов на лебедке иногда рождает несерьезное отношение к ним. Это проявляется в необоснованном риске, выполнении опасных маневров и несоблюдении инструкций по безопасности полетов. В конечном итоге это может привести к ЛП и травмам. Впрочем, такая проблема бывает и при обучении на склоне, хотя и в меньшей степени. Обучение на склоне проходит дольше и постепеннее, ученик прикладывает гораздо больше физических сил и медленнее осваивает параплан. Полеты даются тяжелее, поэтому у него не возникает переоценки своих сил, как на лебедке.

Единственное решение этой проблемы - в правильном настрое, который дает инструктор на обучении.

Таким образом, сравнивая минусы и плюсы обучения на склоне, мы выбрали обучение на лебедке, как более адекватное целям нашей школы.

Кроме того, даже после обучения пилот у пилота больше возможностей для своего роста при полетах на лебедке, чем при полетах на склонах СПб. Хотя Можайское дает отличную школу полетов в динамике и тренировку взлетов-посадок, но настоящие высокие полеты и маршруты доступны в СПб только на лебедке. По опыту полетов в Ленинградской области, наборы высоты до 1500-2000 и более метров не проблема в хороший летний день.


.