СпортАвиаСервис\Статьи\Впечатления от поездок\Черногория 2008. Осенняя сказка парапланеристов.
О нас
Новости
Начинающим
  Наши услуги
Обучение
Обучение на парамоторе
 Снаряжение
Парамоторы
 Информация
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Схема проезда
Ссылки

Пишите нам sport_avia@mail.ru

телефоны в С-Пб

(812)983-47-50

8-960-2834750

Продажа снаряжения:

+7-904-5590090

Парамоторное направление:

8-904-5590090

Мы летаем в Углово - описание и cхема проезда на летное поле здесь

Погода в СПб от windguru.cz

Как читать прогноз от windguru.cz

Подарочный сертификат на полет на параплане в тандеме с 

инструкторомСертификат на полет в тандеме на 

параплане

 

Черногория 2008. Осенняя сказка парапланеристов

 

 

 

Вид с самолета перед посадкой. Впечатляет, не правда ли?

Типичные сельские виды

На побережье - остров Святого Стефана

Черногория - маленькая горная страна на берегу Адриатического моря. В среде российских пилотов она не очень популярна, в отличие от русских туристов. Мои знакомые, далекие от парапланеризма, бойко расписывали красоты ее природы, теплое море, великолепные горы и стаи парапланов над ними. И вот я еду в Черногорию вместе с небольшим тесным коллективом покорять ее вершины.

Впечатление эта страна произвела еще с самолета. Отчаянно борясь с дремотой, я мельком глянул в иллюминатор перед посадкой и обомлел. Сон как рукой сняло - наш самолет плавно погружался в горы. Это были не спокойные предгорья Болгарии или Сочи и не пологие хребты как в Дагестане. Горы были настоящие - высокие, крутые, со скалистыми вершинами и узкими ущельями между ними. Они стремительно проносились под самым крылом нашего самолета, казалось еще немного и мы зацепим их. Но все обошлось, самолет опустившись среди них, приземлился в аэропорту Подгорицы.

Первое впечатление от Черногории - будто попал в Болгарию. Такие же дома с одинаковыми красными крышами, похожая природа, люди. Даже язык похож и все понимают по русски . Но с приближением к побережью сходство пропало. Старенькие Жигули и Трабанты сменились на новые мерседесы, ауди и порше. Вокруг появились роскошные отели, пляжи и яхтенные стоянки. Но самое главное - фантастически красивые горы по всему побережью, как в лучших местах Крым а. Очень живописный и разнообразный ландшафт. С каждым поворотом дороги глазу открывались все новые красоты, а руки тянулись к фотоаппарату.

Лазурное море оказалось чистым и теплым. На прекрасных пляжах просторно и пустынно - туристический сезон закончился, а для местных уже слишком холодно. Но мы то приехали не за тем, что бы разлагаться на пляже. Наша цель - это парапланы и полеты.

 

Прозрачное синее море, теплое... И ни души на пляже

На улицах курортного города

Закат

Бечичи .  

На старте в Бечичи

Старт - вид со стороны

Первое место, где мы отметились - хребет близ Бечичи. Это самое известное и популярное место Черногории. Высота старта 750 метров, посадка на пляж Бечичи или Будвы. При желании можно выйти над морем и покрутить SIV -курс или акробатику. Высота выхода над морем 400-600 метров вполне это позволяет. Старт не халявный, места мало, но не сложнее чем в Гаграх. Хребет Ловчен, на котором расположен старт, довольно высокий (около 1200-1400 метров) и протяженный. В склон дует неплохой термодинамик. В хорошую погоду по нему, наверное, можно сделать неплохой маршрут. Но слабые осенние термики и низкая база не позволили набирать более 1000 метров над морем и удаляться дальше 1-2 км от старта. Тем не менее, несколько часов превосходного динамика подарили отличные впечатления. Летать здесь красиво. Каменистый изрезанный склон с золотым и багряным осенним лесом, с серпантином дороги по нему и ползущими машинами. Можно спуститься к дороге и лететь вровень с машинами, махая им рукой. Чуть позади старта средневековая крепость на холме. Влево и вправо прекрасные горы, а внизу манит сверкающее синее море.

Вид на побережье с высоты полета параплана

Пролетая над стартом

В полете над хребтом

Старая крепость близ Бечичи

Ловчен .

 

Вид на долину Которского залива

Дорога на вершину. Слева пропасть, справа стена

Вершина Ловчен

Вид с вершины на север

Раньше я считал, что такую картину можно увидеть только в норвежских фьордах. Гигантская чаша из высоких крутых гор и гладь воды Которского залива внизу. Прекрасный вид потрясал воображение. Маленькие аккуратные городки по берегам залива и белоснежный пароход посередине, смотрящийся как игрушка, завершали картину. Над таким пейзажем стоит пролететь!

Прогретая юго-восточная стена чаши и намечающиеся кучевки над ней обещали неплохую термичку. Над городом, как здесь водится, стоит старая крепость. Флаг над ней еле колыхался, слабый ветер летать не мешал. Мы оценили посадочную площадку (футбольное поле в центре Котора) и поехали наверх.

Старт происходит с горы Ловчен, находящейся в центре национального парка Ловчен. Ее высота 1700 метров и вершина возвышается над невысокими осенними кучевками. Поднимаясь наверх по крутому серпантину, мы пробили облака и оказались над ними. По мере подъема становилось прохладнее, экзотическая южная растительность сменилась на привычные нам осины и ели. Наступила настоящая золотая осень.

Вид с самой вершины великолепный. Пронзительно чистый горный воздух и большая высота над окрестностями открывает прекрасную картину окружающих гор, утопающих в багряном лесу. Нижний слой облаков наползает на долину внизу, а верхний слой проплывает прямо над головами, отсюда до неба рукой достать!

К сожалению старт с вершины оказался невозможен – плотно севшие облака закрыли долину, и мы спустились пониже, что бы оказаться ниже кромки. Но и с высоты 1300 метров удалось взлететь только перед закатом, когда облака начали рассеиваться. Прорвавшись в полете сквозь дырки в облачности и выпав над долиной, я не смог сдержать разочарования. Все очарование прекрасного пейзажа утонуло в глубокой тени низкого закатного солнца. Невысокая облачность, накрывшая чашу долины и скрыв все острые пики, вызывала клаустрофобию. Покрутившись над Котором, над стоянкой дорогих яхт, я сел на стадион, распугав местных футболистов. Впрочем, они не обиделись и были рады пожать руку человеку с неба. Видимо парапланы здесь летают не часто.

Уезжая отсюда, хотелось вернуться, что бы полетать здесь по-настоящему.

 

Поднимаемся над облаками

Золотая осень по черногорски, высота 1500 м

Вид с вершины на юг

Крепость над Котором

Врсута.

 

На вершине Врсута - на горизонте Шкадарское озеро

Этот хребет под Врсутой хорошо подходит для динамика, жаль что заезда на него нет

Эта вершина находится на 1200 метрах выше моря близ города Сутомор. Подъезд по перевалу только до высоты 800 метров, оставшуюся высоту надо пройти пешком, вспомнив что парапланеризм – это иногда все-таки спорт. Круглая вершина позволяет стартовать на любую сторону, но раскиданные по всему склону крупные камни сильно затрудняют взлет. На северо-восток вдоль побережья тянется небольшой хребтик, высотой около 400-500 метров. Вероятно по нему в хорошую погоду и при высокой базе можно лететь вплоть до Ловчена. На юго-запад видна колоссальная стенка хребта Румия, с главной вершиной Черна Гора – 1550 метров. Над этим хребтом всегда висят кучевки, он хорошо генерирует термики. Добраться до него тоже не просто, нужна хорошая высота, что бы долететь без риска. Все же у этой горы неплохой маршрутный потенциал.

Конечно, осенняя погода и вечерний старт никаких шансов попарить не дал. Полет получился баллистическим. Долетев до Сутомора и покрутившись над очередной крепостью, я сел у пляжа.

Вид после старта - внизу море

Крепость над Сутомором

Шкадарское озеро .

 

На Шкадарском озере штиль

В полете над Шкадарским озером

Это озеро считается самым большим озером на Балканском полуострове. Весь его южный берег представляет собой крутой склон, уходящий в воду. При северных ветрах здесь должен образовываться огромный динамик. Проблема состоит только в старте и посадке. Место для старта найти очень проблематично - валуны по всему склону мешают поднять крыло и бежать. А большая крутизна делает невозможным безопасное прекращение взлета.

Еще большая проблема с посадками. Берег либо круто уходит в воду, либо представляют собой пляж из огромных булыжников. Единственное безопасное место для посадки, найденное нами – пляж близ села Муричи.

Полет, который я совершил здесь, проходил при полном штиле. Северного ветра не было, а потому не было и динамика. Потому летел я чисто на качестве. При этом экстремальным был и взлет и посадка. Стремный взлет из-за большой крутизны и валунов на старте. А посадка из-за неправильного выбора места и высоты старта, а соответственно глиссады долета. Заход на пляж с запасом высоты всего один(!) метр - это был мой явный промах . Впрочем рисковал я только бортовой электроникой - видеокамерой, фотоаппаратом, вариком, рацией и телефоном при чрезвычайной посадке на воду.

 

Здесь можно взять катер и покататься по озеру

Старт на Шкадарском озере расслабиться не дает

Заключение .

 

Полеты в Черногории красивые и интересные, но доступны не всякому пилоту. Хорошая техника прямого и обратного старта, навыки безопасной посадки в цель и базовый опыт полетов у склона совершенно необходимы здесь. С другой стороны, тем кто нацелен на серьезные маршрутные полеты и длинные дистанции, на побережье делать нечего. В Черногории приятно летать в термодинамике, делать небольшие, но красивые маршруты, отрабатывать акробатику или SIV-курс над водой. Но самое главное, полеты здесь отлично совмещаются с налаженной инфраструктурой курортного побережья, с прекрасным Адриатическим морем и с семейным отдыхом. И самое приятное, цены здесь вполне доступные.

 

.