СпортАвиаСервис\Статьи\Впечатления от поездок\Дагестан, май 2006
О нас
Новости
Начинающим
  Наши полеты
Помощь в освоении параплана
Помощь в овоении парамотора
 Снаряжение
Парамоторы
 Информация
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Схема проезда
Ссылки

Пишите нам sport_avia@mail.ru

телефоны в С-Пб

(812)983-47-50

8-960-2834750

Cнаряжение:

+7-904-5590090

Парамоторное направление:

8-904-5590090

Мы летаем в Углово - описание и cхема проезда на летное поле здесь

Погода в СПб от windguru.cz

Как читать прогноз от windguru.cz

Подарочный сертификат на полет на параплане в тандеме с инструкторомСертификат на полет в тандеме на параплане

 

ДАГЕСТАН ПАРАПЛАНЕТАРНЫЙ

часть 1 , часть 2 , часть 3

Бархан. Официально - заповедник "Сарыкумские барханы". Вспоминайте "Белое солнце пустыни". Это снималось здесь, под Махачкалой. Кусок натуральной пустыни посреди зеленого леса. И город рядом, киношникам хорошо. Видимо, гарем освобожденных советских женщин тоже из города возили.

 Picture19.jpg Picture21.jpg

Летать над Барханом - идея не очень хорошая. Песок изнашивает аппараты, да и подниматься тяжело, и зона динамика узкая... Это уже от бедности. Но места посмотреть стоило. Красиво и своеобразно. Рядом, кстати, идет ж-д ветка на Буйнакск, старую столицу Дагестана.

Picture20.jpg Picture22.jpg
Picture25.jpg Picture23.jpg

Оставляем наших верных водителей у берега песчаного океана и топаем вперед и вверх, неся аппараты на горбу. Долго, нудно. Ноги проваливаются и скользят, жарко... Но вот и вершина.

Стартует каждый с двумя помощниками, держащими купол за консоли. Практически без права на ошибку. Фальстарт - и купол хапает заборниками килограммы песка. Одному из учеников, Саше, взлететь так и не удалось. И он понес аппарат обратно. Заполненный песком... (Там вытряхнуть его оказалось практически нереально).

В динамике летаем по одному. Кого держит, кого не очень. Ближе к вечеру все слетают вниз, к полузаброшенной железнодорожной станции. Оттуда не так далеко и до машин.

Picture24.jpg  Picture26.jpg 

Кажется, вечером этого дня (если не путаю) Марсель прислал нам на базу двух гитаристов и оперного певца. И они пару часов выступали перед нами. Все в том же фойе нашего пустого корпуса. Благодарили за то, что хорошо слушали. Просили приезжать еще и других приглашать. "Не едут сюда, не едут ..."

Утром следующего дня наши командиры (Руслан и Катя) ставят задачу: собирайтесь капитально, едем в горы с ночевкой! Куда? Да на горнолыжку же, в гости к нашим новым друзьям! Разговор-то помните? ...Помним разговор. В горы? К незнакомым людям? Все страшилки, которыми нас старательно заряжала пропаганда (и отчасти - родные и близкие), как-то быстро пробегают в мозгу еще раз. Но авиаторы - смелые люди. Едем! Прием обещают хороший. Ночлег в шикарном доме господина президента компании. Впрочем, об этом будет дальше.

Ну а первая цель на сегодня - Мекеги. Час знакомой дороги - и вот он, перевал. Впрочем, знакомой дорогу вряд ли можно было назвать - в тот раз мы ехали в сплошном тумане. Зато теперь...! Вертим головами во все стороны. Какие склоны кругом, какие перспективы! Да, конечно - эти летные места можно осваивать и осваивать.

По грунтовке забираемся на вершину, где установлена аппаратура ретранслятора и сотовая "база". Что ж, видимость в этот раз явно лучше. Ветер... сильноват. Ой, сильноват. Раскладываюсь... И тут обнаруживается страшное. Одна стропа верхнего яруса (А-ряда!) порвана, еще две основательно измочалены. Когда, когда??? Нет, летать я так не мог. Значит, при посадке под Барханом? М-да... Не повезло. К счастью, у инструкторов запасные стропы есть. Ничего страшного, если к делу разумно подойти.

А ветер все продолжает усиливаться. Никто не летает. Руслан тренирует вывод купола. Остальные либо смотрят на эти трюки с легким ужасом, либо прячутся от ветра в тени наших микроавтобусов, где Катя проводит политико-воспитательную работу: рассказывает байки на тему происшествий и безопасности. Подъехавшие местные парапланеристы из клуба "Сапсан" делают несколько попыток показать свой класс, удерживаясь у склона в предельном ветре. Умеют, умеют ребята.

Picture28.jpg Picture29.jpg  Picture30.jpg

Ну а я сажусь в затишке менять стропы с Катиной помощью. С первой долго вожусь, перегоняя узел чуть туда-сюда для обеспечения миллиметровых допусков. Дальше дело идет веселее. И вот работа позади. Хорошо, теперь я и это умею. Но все же проверить бы купол... Несколько раз пытаюсь вывести его, пару раз это даже удается. Нет, сегодня нам тут не летать.

Ближе к вечеру на горе появляются черные джипы. В них - суровые небритые кавказские мужчины. Это за нами. В горы. Как бы то ни было, впереди нечто интересное. Дорога, набор высоты, поломка микроавтобуса москвичей (к счастью, течь охлаждающей жидкости устранили подручными средствами). На подъезде к пункту назначения съезжаем с дороги в сторону. Пикник. В нашу честь. Темнеет. В южных горах темнеет быстро.

Picture31.jpg   Picture33.jpg
Picture32.jpg

Рассправившись с барашками (хорошо готовят кавказцы - а как тосты произносят!), берем курс на село Усиша. А вот и дом главы строительной компании. Здесь нас размещают на ночлег. Сам хозяин, уважаемый Хаджи, проверяет, хорошо ли мы устраиваемся. Дом, конечно, впечатляет. В каждой из комнат можно без помех переложить запаску. А в основных залах первого и второго этажа - пожалуй, и две-три, абсолютно не мешая друг другу. А ведь хозяин живет в Москве и в Махачкале, этот дом он (как нам объяснили) выстроил для тещи. Ну что ж, любят тещ в этих краях!

Некоторым диссонансом к эдакому шику оказывается отсутствие воды и канализации. Предусмотрено, но... пока не готово. Что поделаешь, горы. Вода привозная. То, что наоборот - соответственно, "увозное". Так что, готовясь ко сну, мы ненадолго покидаем сверкающие хоромы и идем во двор, где картину оттеняет классический дощатый "типа сортир". За фонариками очередь.

Picture34.jpgPicture35.jpgУтро. Завтракаем за длинным столом, благодарим любезного Хаджи (все исключительно вкусно!), собираемся и едем на гору. И опять панорамы - одна другой красивее. Жаль, я сижу далеко от окна и фотографировать на ходу не могу. Где-то на двух тысячах наш верный Магомет немного мрачнеет и, извиняясь, просит пассажиров прогуляться пешком. "Форд-Транзит" не лезет в гору даже на первой. "Газель", груженная нашими парапланами и прочей мелочевкой, продолжает карабкаться довольно резво. Хорошая машина! Ну а пройтись налегке по таким местам - это же удовольствие! И вот она, будущая база. Два вагончика, большая шатровая палатка, какая-то техника...

Picture36.jpgPicture37.jpgЗдесь мы оставляем машины и пересаживаемся на гусеничный вездеход. Он повезет нас дальше. Размещаемся в кабине долго и основательно. Наблюдаем за водителем, колдующим с запуском двигателя. Наконец, он вспоминает, что в топливной системе два краника - до фильтра и после - и дальше процедура запуска идет веселее.

 

Picture38.jpgPicture40.jpgВершина. Ну то есть не совсем вершина, но - место старта. Высота 2400. Осматриваемся. Место, конечно, замечательное. Лети куда хочешь! Но... нам ветер нужен, да еще и не всякий. А с этим сложнее. На главном склоне динамика сейчас нет. Термические порывы налетают откуда-то сбоку, из-за угла, из ущельица. Кажется, можно разложиться носом туда. И, подгадав к циклу, стартовать. Можно? Руслан не рекомендует. Этим вариантом уходят с горы несколько местных "сапсановцев". Смотрим на них, смотрим... Да, будь наш уровень (как группы в целом) немного повыше.... А пока будем подчиняться инструктору.

Берегите инструкторов, ребята! Нелегкий у них хлеб. Что испытывает стоящий на земле человек, видя, как в воздухе развивается (не буду употреблять этого слова, но вы меня поняли), и его курсанта куда-то сдувает, и надо бы подсказать, выправить ситуацию, но объяснить уже не успеешь. И вот стоит он, смотрит в небо, до побеления костяшек пальцев сжимает в руке рацию. Примеряли это к себе?

Раскладываюсь под прямой старт в "безопасную" сторону. Жду. Народу на горе, меж тем, все больше и больше. Приехали телевизионщики из Махачкалы. Еще какие-то солидные дядьки в костюмах. Неужели все это - ради нас? Легкий ветерок наконец-то стабилизируется. Кричу сам себе "Хоп", вывожу купол, бегу. Бежать-то надо поэнергичней, давление тут всего 530 миллиметров. На разбеге чуть не врезаюсь в телеоператора, увлеченно снимающего мой старт. Хороший, наверно, кадр у него получится - пара ботинок прошла в метре от объектива. Только вот увижу ли? Марсель обещал похлопотать на республиканском телевидении.

И вот тут начало-о-ось. План полета у меня уже был. Это правило я завел себе уже давно - никогда не стартовать "просто так", план - "не догма, но руководство к действию" - должен быть обязательно. И в совсем простых случаях, когда "просто нечего планировать, все очевидно". И в сложных, когда ясно, что пока ничего не ясно. Потом, возможно, его придется неоднократно корректировать (и быстро!), но основой всегда должен быть текущий план. Я всегда должен иметь представление, что буду делать через секунду, через пять, через десять. Через тридцать. Иметь четкое и убедительное представление, что я буду делать вечером - попивать коньячок в компании других пилотов, здоровый и жизнерадостный, как и они - тоже, наверное, полезно для безопасности. Но это немного другое.

Я вернусь еще к этой теме, повод будет. А пока расскажу, что же было после старта. План был такой. Сначала уйти от старта вправо, где далеко внизу - некрутые склоны ложка или ущельица с прогретыми солнцем скальными выходами. Там, вроде, немного термичит. Попробую там поработать. Ну а если не удержит - перемахну с должным запасом гребень того склончика, что от старта прямо, и пойду левее, в сторону слабо наклонного поля, через которое мы сюда забирались. Там и сяду, во-он наш вездеходик стоит, к нему и потяну.

Но с первых же секунд полета рация тревожно закричала на разные голоса. -Куда ты? Левее, там нестабильно! -Нет, не надо левее! -Пусть вправо уходит, и от зоны ротора подальше! -Наоборот! В другую сторону, в другую! -Нельзя туда!!!

Picture41.jpgМ-да. А.Собетов в одном из текстов уверяет, что новички иногда от волнения забывают, где у них право-лево. И он вынужден кричать им "другую клеванту!" Тогда я сразу подумал, что на "другую" точно задергался бы. И вот прекрасный шанс в этом убедиться. Чьи вообще голоса в рации? Женский - явно Катя. А мужской чей? Это Руслан? Вон он, внизу стоит, у вездехода? (Мне, впрочем, сейчас некогда его высматривать.) Неужели он ТАК оценивает ветер? Фигня какая-то... Высота меж тем потихоньку падает. Несколько раз мне удается найти что-то, на что мой самодельный прибор откликается робким "+0.4", но в целом тут меня не держит. Квалификации, наверно, не хватает. С очередной восьмерки оцениваю силу ветра (слабый, вдоль ущельица) и решаю уходить влево, готовясь к посадке.

Рация выдает очередную порцию страшилок про сложение, турбулентность, ротор, и мор, и глад, и казни египетские. Главное - влево не ходи! Ладно, буду ориентироваться самостоятельно. Влево теперь уже действительно не пойду, высоты не так много. Сильно просел, пока слушал все эти страсти и пытался их осмыслить. Энергично снижаюсь и сажусь на крутой, но ровный травянистый склон "ущельица" при встречном ветре, который я правильно оценил еще наверху. Здесь все совсем просто, только топать далековато будет.

Давлю кнопку. "Сел нормально."
-Ох, и заставил ты нас понервничать!
-А ты знаешь, что ты сел в ротор?!
-А почему ты влево не пошел?
(Все на разные голоса.) Сильное искушение давнуть тангенту еще раз. И сказать много чего. Каждому. Энергично выдыхаю и иду складывать аппарат. Ребята, берегите инструкторов. Им труднее.

Вездеходик снова поднимает нас на старт. Хорошая машина! Только трясет. Часть народа едет на крыше. Эхх... Давно я в грузовике не ездил. Пытаюсь объясниться с Катей, что же она такое имела в виду, гоняя меня то вправо, то влево, то наоборот. (Помните, да? "Запишите, товарищи: Рулевое управление автомобиля служит для поворота направо, налево и в другие стороны"). И чей, черт возьми, был второй (третий?) голос в эфире. "А что я могла сделать, он у меня рацию из рук выхватывал!?" Он - это кто-то из местных парапланеристов. А я что мог сделать? Выключить рацию? ...Ладно, тренинг стрессоустойчивости - тоже дело полезное. В серьезных фирмах его специально проводят, большие деньги платят.

Picture42.jpgPicture43.jpgТут объявляют общий сбор. Пилоты, в одну шеренгу! Пилоты спешно строятся, изображая на лицах торжественность и значительность. Марсель выходит четким шагом.
-Товарищ председатель Народного Собрания района! Группа спортсменов - участников Первого чемпионата Дагестана по парапланерному спорту для торжественного открытия чемпионата построена!

Товарищ председатель достает заготовленные бумажки. Щурится. Бумажки трепещут под нестабильном термическим ветром. Ну не место тут бумажкам, дорогой! Но - процедура!
-Уважаемые спортсмены, приветствую вас на Первом чемпионате Дагестана по... (замирает, щурится) ...по парапланетарному спорту! Чинная шеренга участников немного оживает. Ничего. Мы тут - первые.

Picture44.jpgПотом были еще какие-то слова. Команда махачкалинского телевидения снимала все подряд. А нам - к старту!

Итак, вот упражнение в зачет соревнований. Посадка в цель. Цель все видят? Старт - по команде. Эй, на посадке! Рулетка-то есть? Рулетку... уже везут. Пока будем отмечать места посадок чем-нибудь. Народ стартует по одному и уходит вперед, на цель. Остальные сосредоточенно смотрят вниз, разгадывая по траектории стартовавшего, как оно там, в районе посадки. Ветер-то опять скисает и крутит. Вот и моя очередь. Бежать, бежать! Слабовато я бежал в этот раз, не сделал, видимо, поправку на здешнее давление. Мой старт был, наверно, рекордным по числу касания горы пятой точкой уже после отрыва. Наконец, все-таки разгоняюсь и ухожу. Несколько разворотов, попытка оценить ветер внизу, и вот - заход на цель. Тяну в полной уверенности, что иду с небольшим недолетом. Готовлюсь к касанию. И неожиданно вижу, что поднимает меня - уже на финальной глиссаде, когда сделать почти ничего нельзя. Да, вдобавок, штиль вдруг сменился слабым, но попутнячком. И наклона площадки я сверху не заметил. Скольжу под горку, черт возьми!

Picture45.jpgPicture46.jpgПросвистываю над целью метрах в трех, распугав организаторов - дядек в костюмах ("Побереги-и-ись!!!") Вездесущий Марсель успевает крикнуть мне "Задний свал!", но на моем аппарате с офигенным ходом управления быстро выполнить задний свал почти невозможно. Перелетел. Ну ничего, это мои первые соревнования. Складываю купол и иду наблюдать за посадками остальных. Организаторы уже оформляют бумаги призерам и участникам. И когда напечатать успели? Ведь на типографском "приглашении" даже параплан неплохо изображен. А проект родился... дня три назад, да? Или уже четыре?

Picture47.jpgСтарты затягиваются, ветер на горе временами откровенно "сливной". Но вот выпущен и принят на посадке крайний участник (кроме Руслана, о нем рассказ особый), мы грузимся в вездеход и джипы и едем на базу, к вагончикам, Это отсюда с километр. Здесь участников ждет роскошный стол прямо на траве. Отсутствием аппетита пилоты не страдают.

Picture48.jpgНеожиданно кто-то вспоминает: "А где Руслан-то? Пусть летит прямо сюда!" "Да-да, пусть садится прямо к столу, приз ему, если дотянет!". Передаем ему пригдашение по рации. "Хорошо, беру курс на стол!" Не оценили серьезности предложения. Ой, не оценили! Потому как через пару минут... Ну вот сидишь ты за столом, уплетаешь ягненка, если и ждешь к столу кого нового, то - обычным, земным путем. А тут веселый голос раздался прямо с неба: "Просили к столу? Ну вот он я!" И Руслан эффектно проходит над столом в метре (буквально!), садясь точно на свободное место во главе. Не верите, наверно... Жаль, никто не заснял этого момента. Не ожидали. Ну вот вам кадр, сделанный полутора секундами ранее.

 

Picture49.jpgПотом было построение участников, призы победителям, сертификат и приглашение каждому, фото на память (при награждении Магомет играл туш на дудочке)... Молодцы организаторы! Верю, что все у них получится. Будет тут шикарная горнолыжная база, все будет. Нас приглашают остаться еще на день. Думаем, совещаемся. Нет. Тут хорошо, но все же - едем. На "наших" горках налет будет больше, а это для нас главное. Едем. Всем спасибо!
(Ваш покорнейший слуга стоит правее центра, в крупно-клетчатой рубашке.)

 

часть 1 , часть 2 , часть 3

.